КОЛОНКА
5 факторов, которые нужно учитывать при планировании логистики в бизнес-центрах
Эффективная логистика в бизнес-центрах — это сложный процесс, требующий учета множества факторов от транспортной доступности до организации работы курьерских служб. Неправильное планирование может привести к хаосу на парковках, заторам на въездах, конфликтам между потоками людей и транспорта, а также к снижению комфорта для арендаторов и посетителей.
Организация работы курьерских служб
Один из самых часто упускаемых моментов при планировании логистики — это работа курьерских служб. В бизнес-центрах, где одновременно находятся офисы, магазиныи кафе, потоки доставок могут пересекаться с движением сотрудников и посетителей.
Необходимо заранее определить зоны приема и выдачи заказов, чтобы курьеры не перемещались через главные входы и не мешали основному потоку людей. Например, можно выделить отдельный вход для служб доставки или организовать централизованный пункт приема доставок, откуда заказы будут распределяться внутри здания.
Кроме того, важно учитывать временные интервалы для доставок. Если зона погрузки-разгрузки совмещена с парковкой сотрудников, стоит развести эти потоки по времени. Например, установить "окна" для грузового транспорта во внепиковое время.
Учет автомобилизации и парковочной политики
Количество парковочных мест в бизнес-центре напрямую зависит от уровня автомобилизации в городе. Если налажена система общественного транспорта, скорее всего, существенная доля сотрудников предпочтет приехать на работу на метро или наземке, в таком случае на парковках можно немного “сэкономить”. Если же доступ к бизнес-центру изначально сложен, большая часть работников будет приезжать на личном транспорте, а значит, придется либо расширять парковочную зону, либо договариваться с каршеринговым бизнесом о создании стабильной и крупной точки присутствия машин. В любом случае, при проектировании паркинга важно провести экспертный расчет, чтобы не создавать дефицит мест, но и не перегружать территорию избыточными парковками.
Также стоит предусмотреть удобные подъезды, систему навигации и современные технологии контроля доступа (например, RFID-метки или распознавание номеров), чтобы резидентные пользователи могли быстро попадать на парковку без очередей.
Инфраструктура для микромобильного транспорта
С развитием экологичных видов транспорта — электросамокатов, велосипедов, моноколес — бизнес-центры должны адаптироваться к новым требованиям. Пользователям необходимо безопасное место для парковки, а в случае электротранспорта — зарядные станции.
Для велосипедов можно организовать крытые парковки с креплениями, а для средств индивидуальной мобильности (СИМ) — отдельные помещения с противопожарной защитой, поскольку их батареи могут быть пожароопасными.
Дополнительно архитектор может предусмотреть душевые комнаты на этажах, особенно в офисных центрах. Это позволит сотрудникам, приезжающим на велосипедах, освежиться перед работой. Подобные идеи, хоть и не относятся напрямую к логистике, все-таки существенно влияют на желание сотрудников пользоваться велосипедами. Если решение применяется массово, эффект от его внедрения можно посчитать и выразить в реальной экономии машиномест на территории хотя бы в летнее время.
Интеграция с общественным транспортом
Доступность бизнес-центра для тех, кто ездит на общественном транспорте — важный фактор привлекательности для арендаторов и посетителей. Если рядом нет остановок или станций метро, стоит рассмотреть возможность организации бесплатных шаттлов или согласования новых маршрутов с городскими властями.
Также необходимо предусмотреть удобные переходы от остановок к зданию, навесы от дождя и информационные табло с расписанием транспорта. В идеале спуск в метро должен осуществляться без выхода на поверхность — такие подземные переходы снижают нагрузку на улицы и минимизируют количество пешеходов в час пик, которые снижают скорость движения автомобилей и тем самым могут создавать пробки. Чем лучше развита транспортная доступность, тем меньше нагрузка на парковки и въезды, а значит, минимизируется потеря времени на этих участках дороги, традиционно вызывающих максимальное число негодования у резидентов бизнес-центров.
Разделение логистических потоков для разных типов арендаторов
В смешанных бизнес-центрах, где есть офисы, магазины и кафе, важно разделять логистические потоки. Офисные сотрудники приезжают утром и уезжают вечером, поэтому поставки для кафе и ресторанов, а также разгрузка товаров для ритейл-магазинов должны осуществляться в другое время.
Целесообразно также разделить потоки, выделив разные въезды на территорию для разных категорий транспорта: грузовые автомобили можно обеспечить удобным въездом со стороны, близкой к складским помещениям, для такси определить конкретные точки посадки и высадки пассажиров с минимальным временем ожидания на въезде и выезде, а личный автотранспорт работников разделить по корпусам здания, чтобы минимизировать перемещения от рабочего места до припаркованного автомобиля.