В последнее время в информационном поле сообщения об использовании ИИ на дорогах стали появляться чаще. Так, в начале 2023 года департамент информационных технологий Москвы сообщал, что столица начала использовать мобильные комплексы для выявления недочетов в содержании объектов дорожного хозяйства с помощью технологий искусственного интеллекта (ИИ). «Нейронная сеть уже умеет находить ямы, стертую разметку, повреждения бортового камня, загрязнения остановок и дорожных знаков и другие нарушения», – сообщал ТАСС со ссылкой на пресс-службу департамента.
Ямы на дорогах внутри дворов – одно из нарушений, на которое должны обращать внимание камеры, работающие во дворах в Центральном, Петроградском, Василеостровском и Адмиралтейском районах и подключенные к специальному серверу с функцией обработки информации с помощью ИИ. Об этом стало известно в прошлом месяце. Технологию тестирует Государственная административно-техническая инспекция (ГАТИ).
«Специалисты ГАТИ посмотрели более 20 тысяч камер ГМЦ, которые смотрят на территории во дворах домов. Из этого количества отобрали порядка 900 точек, с которых четко просматриваются те или иные элементы благоустройства. С отобранных ракурсов нейросетевая система автоматически фиксирует такие нарушения, как навалы снега во дворе и снег возле парадных, посторонние графические изображения, переполненные контейнеры для сбора отходов, ямы во дворе и даже заснеженные скамейки в скверах. Всего более 12 видов нарушений», – сообщают в пресс-службе администрации Санкт-Петербурга.
Если говорить о регионах, то недавно о старте работы с технологией ИИ для анализа дорожной обстановки заявили власти Архангельска. Камеры, которые фиксируют состояние дорог перед транспортным средством, появились на автобусах двух маршрутов, которые проходят через весь город – и через центр, и через удаленные от него округа. С февраля видео анализирует искусственный интеллект и выявляет несоответствия критериям качества дороги. «Внедрение системы позволяет нам оперативно получать данные о заснеженности дорог, дефектах асфальтового покрытия и разметки, состоянии опор освещения и дорожных знаков. Программный комплекс дополняет работу департамента транспорта и подрядчиков по контролю за содержанием улиц: сразу становится ясно, где нужно сосредоточить усилия дорожных служб», – рассказал глава Архангельска Дмитрий Морев.
Эксперты, опрошенные РЖД-Партнером, сходятся во взглядах на плюсы применения ИИ. Достоинство технологии в том, что она работает оперативно и не требует дополнительных кадровых ресурсов.