“
С точки зрения правомерности выбранной нормы законодательства органы контроля остановились на оптимальной статье, которая позволяет временно изымать самокаты из пользования. Удивительно, что 12-летний школьник вообще оказался за рулем кикшеринга. Это, в первую очередь, вопрос к его родителям, которые предоставили ему доступ к аренде. Власти же считают ключевой проблему отсутствия идентификации пользователей у операторов кикшеринга. Таким образом, с юридической точки зрения все формальности были соблюдены.
Безусловно, этот инцидент и реакция властей повлияют на рынок аренды самокатов в регионе. Если уголовное дело будет продолжено, а самокаты не вернутся в город, операторам придется либо приостановить работу в Челябинске (как они уже частично сделали), либо полностью уйти с этого рынка.
Остается открытым вопрос: что делать с ситуацией, когда родители передают свои аккаунты детям? По сути, именно они должны нести ответственность за такие решения. Потенциально можно ожидать всплеска альтернативных инвестиций в велоинфраструктуру, которая активно развивается в Челябинске, но, скорее всего, операторы кикшеринга могут отказаться от дальнейшего финансирования подобного рода проектов.
Что касается адаптации бизнеса, кикшеринговые компании и так находятся под пристальным вниманием властей и всегда идут навстречу регуляторным мерам. Были введены номера на самокатах, усилены штрафы для нарушителей (вплоть до 100 тыс. руб. в Москве и 30 тыс. в регионах за передачу аккаунта детям), и эти меры уже дают эффект — видна реакция общества, начинается саморегуляция отрасли.
Кикшеринг-бизнесу необходимо и дальше быть готовым к любым изменениям законодательства, поддерживать диалог с властями, искать компромиссные модели работы. Следующий шаг этого процесса — усиление контроля за пользователями. Для этого можно, например, внедрить биометрическую идентификацию перед началом поездки, чтобы исключить передачу самокатов третьим лицам, в том числе детям.
Городским властям же необходимо системно пересматривать подходы к городской мобильности: развивать велоинфраструктуру, грамотно разделяя потоки самокатов, велосипедистов и пешеходов. Это поможет минимизировать риски ДТП, в том числе с тяжелыми последствиями.
Алексей Смирнов, основатель компании InnovaTransport