ИНТЕРВЬЮ

Климатическая повестка. Кризис форсирует «энергетический переход» в ЕС

Резкое уменьшение поставок российских нефти и газа в Европу кардинальным образом изменит энергетический ландшафт и ускорит идею энергоперехода. Такие выводы содержатся в опубликованном на днях докладе Международного энергетического агентства (МЭА). Катализатором отказа от российских энергоносителей стал конфликт на Украине, напоминают авторы доклада. В ООН в свою очередь, бьют тревогу: усилий стран по снижению парниковых газов недостаточно, и государствам необходимо ускориться, чтобы предотвратить глобальное потепление. В России, наоборот, предлагают не выполнять требования международных соглашений по климату в текущих условиях. Могущественный глава «Роснефти» Игорь Сечин считает, что именно «климатическая повестка» стран ЕС вместе с санкциями - одна из главных причин энергокризиса.
Как отмечается в докладе МЭА, события на Украине, которые привели к санкциям против российских поставок, могут привести к ускорению перехода к возобновляемым источникам энергии и другим видам устойчивой энергетики в странах ЕС.
«В ежегодном обзоре мировой энергетики МЭА признает экономический ущерб от сокращения поставок российской нефти, природного газа и угля, но сохраняет наилучший экологический сценарий, при котором инвестиции в новые проекты, связанные с ископаемым топливом, не требуются», - говорится в материалах МЭА, которые приводит Reuters.
В связи с отказом большинства стран ЕС от приобретения российских энергоносителей поставки газа в Европу резко снизились. Сокращение импорта энергоносителей из России заставляет Европу активно увеличивать инвестиции в экологически чистый транспорт. Количество электромобилей растет, а к 2035 году ЕС вообще планирует ввести запрет на продажу автомобилей, оснащенных двигателями внутреннего сгорания. Правда, европейские производители топлива выступают против запрета, считая, что он может создать социальные и геополитические риски для европейских стран в перед высокой турбулентности. «С момента публикации предложения Комиссии по стандартам выбросов CO2 в автомобилях в июле 2021 года геополитический ландшафт резко изменился, что повлияло на зависимость от энергии и сырья. Это, вероятно, повлияет на скорость и экономическую эффективность электрификации нового парка легковых автомобилей», — отмечается в письме, опубликованном европейским порталом EUROACTIV.
Снижение поставок энергоносителей ставит транспортные системы в достаточно неудобное положение: надо искать новые ресурсы. Однако эти трудности форсируют переход к чистой энергии: в странах ЕС активно развивается электротранспорт, правда сейчас происходит замедление из-за нехватки энергии. Европейские страны в целом активно используют чистую энергию как в государственных, так и в персональных масштабах. Это несложно, не слишком дорого и окупается
Алексей Смирнов, руководитель проектов в Студии транспортного проектирования STEP
Выбрасывать надо меньше
В отличие от стран ЕС в России с этим сложнее. У нас существуют станции по выработке электричества на энергии ветра, приливные станции и так далее. В то же время в частном секторе такой способ не распространен: государственные компании стараются сохранять монополию на поставку энергии и не дают разрешения на использование собственной выработки энергии.
С идеями энергоперехода связано и снижение выбросов углекислого газа в атмосферу, и здесь страны должны действовать быстро, утверждается в опубликованном 27 октября докладе Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), посвященном проблеме выбросов парниковых газов в атмосферу. Климатологи и специалисты по экологии бьют тревогу. Согласно данным доклада, международное сообщество пока далеко от целей, заявленных на Парижской конференции по климату в 2015 году. Взятые странами на себя обязательства по снижению парниковых газов снижают их выбросы к 2030 году менее чем на 1%. При этом, для того чтобы снизить глобальное потепление до 1,5°C, необходимо снизить выбросы на 45%. «В этом отчете в сдержанных научных терминах говорится о том, что природа говорила нам весь год через смертоносные наводнения, бури и бушующие пожары: мы должны прекратить заполнять нашу атмосферу парниковыми газами и сделать это быстро», — отметила на презентации доклада исполнительный директор ЮНЕП Ингер Андерсен. Она отметила, что только «коренная трансформация наших экономик и обществ может спасти нас от ускоряющейся климатической катастрофы».
Чтобы достигнуть целей, мир должен сократить выбросы парниковых газов на «беспрецедентный уровень» в течение следующих восьми лет. «Это сложная и, по мнению некоторых, невозможная задача реформировать мировую экономику и почти вдвое сократить выбросы парниковых газов к 2030 году, но мы должны попытаться», — отметила Андерсен.
Обязательства в рамках Парижской конференции по климату взяла на себя и Россия. Согласно подписанному Москвой документу, она должна достичь к 2030 году планки выбросов парниковых газов не более 70% от уровня 1990 года. Эти цели кажутся реально достижимыми, так как в 2019 году выброслы составили 52% от уровня 2018 года.
Сечин против «зеленых»
Впрочем, учитывая сегодняшний уровень отношений России с Западом, судьба Парижского соглашения по климату туманна. В мае этого года в профильном комитете Госдумы по экологии Георгий Арапов предложил покинуть соглашение. Думцы ссылались на мнение бизнеса: предприниматели заявляли, что отказ от выполнения соглашений даст возможность снизить затраты на обновление оборудования. По оценкам экспертов, которые приводили «Известия», это даст экономию в $ 3 миллиарда в год.
При этом в Минэкономразвития выступали против, против были и экологи. «Россия не должна отказываться от экологических инициатив и модернизации, ведь от этого зависит не только сохранение окружающей среды, но и конкурентоспособность экономики», - отмечали в российском отделении Greenpeace.
Впрочем, мнение экологов, тем более иностранных, сегодня не в почете. К тому же у борцов против изменения климата в России есть могущественные оппоненты. Среди них - глава «Роснефти» Игорь Сечин, который, выступая на «Веронском форуме» в Баку, назвал климатическую повестку ЕС вместе с антироссийскими санкциями как одну из причин подорожания сырья.
Что же касается кризиса на Украине, то он здесь никого значения не имеет. Политику ускоренного энергетического перехода он назвал «безответственной и авантюристической». Кроме этого, Игорь Иванович вспомнил и собственную боль: обвинил в непоследовательности крупнейшего акционера «Роснефти» компанию BP, которая прервала сотрудничество с российской компанией.
Упомянутая Сечиным компания BP в 2010 году оказалась виновницей одного из крупнейших разливов нефти в Мексиканском заливе, что стало символом безответственного отношения нефтяных гигантов к экологии. Катастрофа заставила пересмотреть многие экологические стандарты в добыче нефти, а экологов - говорить о том, что подобные экологические катастрофы замедленного действия возможны и в других местах. Так что, возможно, Игорю Ивановичу не стоит так ополчаться на «зеленых», а лучше вспомнить столь любимое им слово «синергия», что означает «взаимодействие».