Экономист, публицист, руководитель центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Ирек Галямов подчеркнул, что дорога-дублёр Оренбургского тракта — инфраструктурный проект долгосрочного характера. О среднесрочной окупаемости речи не идёт, поскольку подобные объекты обычно выходят в плюс лишь через 20–30 лет. Их экономическая эффективность проявляется не только в прямых доходах, но и в накоплении репутационного капитала региона, который в дальнейшем способствует привлечению инвестиций. Проект создаст долгосрочные выгоды для экономики, бизнеса и жителей Татарстана.
Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при правительстве России Андрей Жуковский рассказал, что любые подобные проекты могут быть выгодны, если запланирована логистическая или жилая или промышленная инфраструктура.
– Чем больше жителей живут в данной зоне планируемой стройки, тем быстрее окупится проект, но здесь важно учитывать мнение жителей и проводить общественные слушания между местными органами власти и представителями общественности, – поделился собеседник.
По словам основателя компании InnovaTransport, эксперта по транспортному консалтингу Алексея Смирнова, развитие магистральной инфраструктуры в целом повышает инвестиционную привлекательность региона. Татарстан и так располагает одной из самых развитых дорожных сетей в стране, а новые трассы способны стимулировать строительство промышленных площадок, логистических центров и жилых комплексов. Это в свою очередь может привести к росту стоимости недвижимости за счет улучшения транспортной доступности.
Такого же мнения придерживается и Галямов. Улучшение транспортной доступности станет катализатором для новых проектов. Не исключено, что проект сможет войти в одну из федеральных программ поддержки дорожной инфраструктуры.
– Платный участок дороги — это нормально. Например, когда срочно нужно выехать в пятницу вечером, а основная трасса забита, то можно заплатить определенную сумму и доехать до точки назначения очень быстро. Это выбор каждого, – отметил спикер.
Галямов добавил, что при формировании тарифов возможны два подхода: затратный и рыночный. Первый учитывает срок окупаемости, но может привести к высоким тарифам, а второй — ориентируется на готовность потребителя платить.
Однако при проектировании новых жилых районов важно не ограничиваться автомобильным сообщением, отметил Смирнов. По его словам, властям следует заранее продумывать доступность общественного транспорта. Хорошим примером может служить трасса М-11 в Москве, по которой курсируют экспресс-автобусы, соединяющие столицу с Зеленоградом. Такое же решение стоит рассмотреть и для Казани: запуск общественного транспорта по потенциальной платной дороге позволит обеспечить баланс интересов всех участников движения.