КОММЕНТАРИЙ
Двигатель на рельсах: как городской транспорт стал драйвером промышленного роста
В сентябре текущего года московские власти объявили о завершении масштабного обновления подвижного состава на всех четырех Московских центральных диаметрах (МЦД). Об этом сообщил мэр Москвы Сергей Собянин. Программа обновления стартовала в 2019 г., перед запуском первых двух направлений МЦД, и была реализована за шестилетний период, напомнили в мэрии. Транспортный парк на первом и втором диаметрах обновили в течение первого года их работы, а на третьем и четвертом − в сентябре 2025 г. В общей сложности для диаметров поставили 398 современных поездов. Проект обновления реализовывал Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы совместно с Центральной пригородной пассажирской компанией (ЦППК) и РЖД.
Основу парка составляют 186 российских электропоездов ЭП2Д и 28 его модернизированных версий ЭП2ДМ – это составы для пригородного сообщения. Также специально для МЦД выпущено 110 поездов «Иволга». Помимо них, по диаметрам курсируют 39 скоростных поездов «Ласточка» – составов, изначально созданных на основе платформы Siemens Desiro. Для маршрутов, связанных с аэропортами, задействованы также 11 двухэтажных экспрессов, разработанных швейцарской компанией Stadler.

По сравнению с предыдущими современные модели поездов оснащены климат-контролем, системой обеззараживания воздуха, эргономичными креслами и улучшенной навигацией, отметили в столичной мэрии. По данным московского правительства, благодаря обновлению подвижного состава уровень шума в вагонах снизился на 35%, а количество пассажирских мест увеличилось в 1,5 раза по сравнению со старыми составами.

Обновление парка сделало МЦД одним из самых предпочитаемых видов транспорта, подчеркнули столичные власти. По данным Департамента транспорта города, пассажиропоток МЦД на ноябрь 2025 г. в сутки достигает до 1,6 млн человек – это в 1,8 раза больше, чем до обновления поездов.
Новые поезда «Иволга»
Развитие рельсового транспорта − одно из самых перспективных направлений для современных мегаполисов. Трамваи, городские электрички и метро эффективно перераспределяют пассажиропоток и приглашают людей сменить личный автомобиль на городской транспорт. Поэтому постоянное обновление подвижного состава современными, удобными и технологичными вагонами становится важнейшей составляющей успеха: только так можно сформировать устойчивую привычку у людей пользоваться рельсовым транспортом
Алексей Смирнов, основатель компании InnovaTransport и эксперт по транспортному консалтингу
Решение для пиковых нагрузок
Благодаря упомянутой программе средний возраст составов на МЦД сократился в пять раз − с 23 лет до 4,5 года.

Флагманской моделью ЦТУ столичные власти называют электропоезда «Иволга», которые производят на Тверском вагоностроительном заводе (входит в состав АО «ТМХ»).

«Огромный пассажиропоток московской агломерации стал одним из главных факторов при их разработке», – рассказал журналистам заместитель генерального директора по развитию пассажирского транспорта АО «ТМХ» Александр Лошманов. По его словам, принципиальным отличием от других электропоездов стали двери большей ширины – 1,4 м вместо прежних 1,25 м – это позволило ускорить посадку и высадку людей в пиковые часы. «Для маршрутов с частыми остановками ключевыми стали три технических решения: асинхронный тяговый двигатель и современная тормозная система отвечают за быстрый разгон и плавное торможение, а технология пневмоподвешивания − за комфортный ход с низким уровнем шума и вибрации», – добавил он.

Из более чем сотни составов «Иволги», курсирующих по МЦД, 51 представляют собой последнюю модификацию – «Иволга 4.0», отмечается на портале mos.ru. Эти электропоезда перевозят пассажиров с мая прошлого года.

«Иволга 4.0», по данным компании-производителя, развивает скорость до 160 км/ч. Этот показатель был достигнут еще в модификации 3.0. Первые же версии поезда могли разгоняться только до 120 км/ч, рассказал Лошманов. Поезд последнего поколения, кроме того, может перевозить больше пассажиров за счет появления дополнительных накопительных площадок (мест без сидений – прим «Ведомости. Город»).

Корректировки в новую модификацию, по его словам, вносятся с учетом мнения пользователей, полученного при работе с фокус-группами.

С июня текущего года «Иволги» последнего поколения также начали перевозить пассажиров ЦППК на Ярославском направлении Московской железной дороги (МЖД). Эта ветка является наиболее загруженной в Центральном транспортном узле: ее ежедневный пассажиропоток превышает 300 000 человек, подчеркнули в столичной мэрии.

«Поезда на Ярославском направлении мы обновляем совместно с дептрансом Москвы и РЖД. Всего до конца года получим 15 «Иволг 4.0» для Ярославского направления, а в течение нескольких лет заменим более 90 поездов», − рассказывает генеральный директор ЦППК Иван Конев. Он также добавил, что после завершения обновления средний возраст поездов сократится в пять раз − с 17 до 3,5 лет.

В дальнейшем столичные власти планируют обновить составы на Павелецком направлении МЖД, а также на маршрутах, связывающих Москву с соседними областями.
Устойчивость отрасли
Как рассказал в беседе с работниками издания «Ведомости. Город» управляющий партнер, сооснователь агентства RollingStock (специализируется на аналитике рынка рельсового подвижного состава) Александр Поликарпов, в 2024 г. общий объем рынка рельсового транспорта, включая путевую технику, сервис, запчасти и компоненты, превысил 1,2 трлн руб., что было выше уровня 2023 г. на 30%. По словам эксперта, по итогам девяти месяцев нынешнего года темпы роста рынка замедлились, однако в меньшей степени это коснулось электропоездов.

В финансовом выражении общий объем рынка рельсовой техники, включая сервис и компоненты, за девять месяцев 2025 г. составил 773 млрд руб., ожидается, что общий объем рынка составит 1,05-1,12 трлн руб., добавил Поликарпов.

«Развитие рельсового транспорта Москвы, включая метро, МЦК, МЦД и трамваи, дает стимул для качественного развития подвижного состава и транспортных сервисов в целом по всей России», – отметил эксперт.

Отечественные предприятия получают долгосрочные заказы, что положительно сказывается на производственной независимости, отметил Лошманов. Например, последние модели поездов «Иволга» почти полностью состоят из отечественных комплектующих.

Благодаря локализации производства были сокращены расходы на выпуск электропоездов, а также появилась возможность увеличить высокотехнологичный экспорт, добавил ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов.

Три четверти заказов в отрасли формирует правительство Москвы, приобретающее новые вагоны метро и пригородные поезда, подчеркивают столичные власти. В выпуске «Иволги» задействовано более 600 предприятий и около 75 000 специалистов по всей стране, сообщил ранее в телеграм-канале дептранса заместитель мэра Максим Ликсутов.

По его словам, производители корпусных конструкций освоили новые методы обработки металлов, электронные компоненты стали производиться с использованием современных схемотехнических решений, а системы жизнеобеспечения разрабатывались с применением энергоэффективных подходов.

При этом для наибольшей устойчивости российским машиностроительным предприятиям необходимо диверсифицировать экспортные поставки, поделился мнением Михаил Якимов. По его словам, ориентация только на внутренний рынок создает риски: после выполнения крупных заказов от российских регионов производственные мощности могут простаивать.
Перспективным направлением Якимов называет страны Средней Азии и Закавказья, где российские поезда могли бы конкурировать с европейскими и китайскими аналогами. По его словам, привлечение заказов из этих стран позволило бы равномерно загрузить производства и снизить зависимость от федерального бюджета.

На предприятии также заявляют об ориентации не только на внутренний, но и на внешний рынок. «Если будет запрос, мы готовы предложить адаптированные решения под конкретные потребности», – подчеркнул Лошманов.