КОЛОНКА
Электротранспорт в России: будущее, которое уже наступило (но мы оказались к нему не готовы)
Как планирует развиваться отрасль и как далеко шагают по городам и весям розетки для электрокаров? Владение каршерингом — роскошь миллениалов или жесткая экономия? Как электротакси распространилось в отдельно взятом городе и почему кикшеринг влияет на миллиарды рублей в экономике? Разбираемся в теме совместно с экспертом по транспорту Алексеем Смирновым.
Думаю, что я не открою секрет: развитие электротранспорта в России происходит, и даже с переменным успехом. Сейчас парк электроавтомобилей насчитывает 25,6 тысяч единиц. Москва уже стала мировым лидером по количеству прокатных электрических самокатов, по сравнению с прошлым годом парк кикшеринга (сервис краткосрочной аренды) увеличился на треть и достиг 60 тысяч штук. Всего по России их в три раза больше. И не будем забывать про общественный электротранспорт и курьерские электровелосипеды — их в Москве сейчас порядка 25 тысяч. Городу очевидно выгодно использование жителями электрических средств индивидуальной мобильности (СИМ), но их нужно где-то заряжать, где-то хранить или парковать. И остро стоит вопрос безопасности движения — СИМы нужно интегрировать в систему дорожного движения в плане инфраструктуры и ПДД.
Что в отрасли?
В отрасли на сегодняшний день принята «Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года», которая направлена на увеличение производства электрокаров и его локализацию, а также развитие сопутствующей зарядной инфраструктуры. Так, к 2024 году на территории России должны появиться 2,9 тысяч быстрых зарядных станций и 9,4 тысяч медленных, а к 2030 году их число должно увеличиться до 72 и 28 тысяч соответственно. Первый вариант позволяет за полчаса зарядить батарею электромобиля до 80%, но такая зарядка инфраструктурно требует высокой мощности и стоит дорого. Медленная зарядка может работать даже от обычной домовой розетки. Такая модель распространена в Европе, где жители в своих гаражах просто устанавливают устройство для ночной зарядки от 220 В. Но ее минус в том, что, в отличие от обычной заправки топливом, вам нужно не 5 минут, а 8–10 часов от домашней сети или 3–4 часа на зарядной станции.

Если мы посмотрим на разные города нашей страны, то сможем увидеть, как то тут, то там открываются новые точки для зарядки электромобилей. Также идет развитие сети зарядных станций вдоль трасс, но не так быстро происходит ее разворачивание. Сейчас по данным платформы 2CHARGERS в России существует 7,6 тысяч точек зарядки, из которых 1,2 тысяч быстрых и 6,4 тысяч медленных (41% от целевого показателя по быстрым и 67% по медленным).
Электромобили: дорого или дешево?
Российский рынок электроавтомобилей активно растет. Так, за прошлый год он вырос на 33% по сравнению с предыдущим. По данным «Автостата», начиная с 2022 года выбор электромобилей для россиян превысил 100 различных моделей. Основными игроками на российском рынке электрокаров сейчас являются отечественные производители грузовых электромобилей NEXT Electro и EVM PRO. Также электроавтомобили закупаются для такси (особенно активно это работает в Нижнем Новгороде). На рынке личного электротранспорта активным игроком выступает компания Evolute, национальный бренд электромобилей с собственным производством в Липецкой области. В топ-12 по запасу хода отечественные авто пока не входят — там лидируют Lucid Motors Air, Tesla, Mercedes, BMW. У них запас хода составляет больше 500 км, тогда как у российских — 200–300 км. К тому же стоимость российских моделей в разы ниже.

Для развития электротранспорта существует внушительный пул мер поддержки со стороны государства. Во-первых, для электрокаров отменен транспортный налог, это существенная экономия. Причем для гибридов никаких поблажек не предусмотрено, их владельцы платят за суммарную мощность двигателя и электромотора. Транспортный налог, как известно, пропорционален мощности двигателя, а электромобили в два с половиной раза эффективнее используют мощность двигателя, чем авто с обычным двигателем. Чтобы ездить с таким комфортом на обычном двигателе, придется выложить значительную сумму.

Во-вторых, Минпромторг запустил программу льготного автокредитования и лизинга на российские электрокары. С господдержкой можно купить авто с 25% скидкой (но не более 625 тысяч рублей). Существуют и региональные программы поддержки компаний операторов такси или каршеринга. Например, Москва предоставляет возмещение части затрат на лизинг или выплату процентов по кредитному договору. При этом стоимость электрокара не должна превышать 4 млн рублей.

В-третьих, города предоставляют электрокарам бесплатную парковку. Плюс у вас будет бесплатный (пока) проезд по платным федеральным трассам.
Разберем на примере
Для примера, сравним кроссовер Cherry Tiggo4 с ДВС и мощностью 113 л.с. и электрокар Evolute I-PRO с мощностью 150 л.с. Транспортный налог в год в Москве на первый составит порядка 5 тысяч рублей. Парковка (от 40 руб./ч) — порядка 14,6 тысяч рублей. Для электрокара эти две позиции — 0 рублей. При пробеге в год 120 тысяч км затраты на топливо составят порядка 644 тысяч для первого и 180 тысяч для второго, ТО — порядка 91 тысяч для кроссовера и 31 тысяч для электрокара. Итого стоимость владения в год для обычного кроссовера выйдет в 755 тысяч рублей, для электрокара — 211 тысяч.
Уже эти три меры делают данный вид транспорта более привлекательным. Только о них мало кто знает.
Стоит отметить также, что эксплуатация электрокара обходится дешевле, ведь в «электричке» нет того количества агрегатов и жидкостей, которые необходимо обновлять. Вот это уже, как мне кажется, заставляет задуматься. Представьте, вам не нужно ежегодно менять масло, фильтры, обновлять антифриз и трансмиссионные жидкости. На «электричке» на ТО можно ездить раз в два-три года.
Разберем на примере
Сравним «электричку» и обычное авто в ежедневных тратах на «топливо». Если мы возьмем средний пробег 200 км в день, то в 220 рублей выйдет стоимость пробега у «электрички» (2,62–3,66 руб. за 1 кВт, расход 60 кВт*ч на 200 км) и 2,4 тысяч рублей у ДВС (40 л бензина по 60 руб. за л). Экономия на «топливе» — 2,18 тысяч рублей в день, 796 тысяч рублей в год. 0 рублей транспортный налог. Итого экономия в год — 0,8 млн рублей в регионах, 1,2 млн рублей в Москве (учитывая абонемент на паркинг).
Сейчас, как мне кажется, есть две проблемы для развития личного электротранспорта в России: медленное разворачивание сети зарядок и стоимость автомобиля на старте: для зарубежного производителя она начинается от 4 млн рублей. Оба этих фактора сильно тормозят развитие чистых перемещений.
Я лично хотел бы купить себе электромобиль, но меня пока что останавливает отсутствие плотной сети зарядных станций в Москве. Сейчас их более 400, из которых 200 городских и бесплатных (что, кстати, тоже экономия на «топливе»), чего недостаточно для столь большого города. Ни в одном месте моего дневного пребывания нет зарядки: ни дома, ни у работы, ни у родителей. Конечно, я оставил заявку на сайте «Энергия Москвы», посмотрим, примут ее или нет
Общественный транспорт: сплошные плюсы?
В то же время электрическим сейчас является не только личный электротранспорт. Если мы посмотрим на городские системы пассажирского транспорта, то увидим, что они давным-давно работают на электротяге: это рельсовый транспорт — метрополитен, МЦК, трамваи, а также троллейбусы, на замену которым в Москве пришли электробусы. Сейчас в столице более 1,1 тысяч электробусов на 90 маршрутах. К 2024 году парк увеличится вдвое. Для них активно развивается вся необходимая инфраструктура: открыты два новых электробусных парка в Митино и Новой Пахре, новые станции быстрой зарядки размещаются по ходу движения. Сейчас их 240.

Конечно, у перехода с троллейбуса на электробус было много противников, но все же второй вариант гораздо гибче и позволяет сохранять концепцию чистого неба на городских улицах. Ну а экологический эффект снижения углеродного следа только за 2022 год внушителен: электробусы снизили выбросы парниковых газов на 36 тысяч тонн.

Обновление подвижного состава электробусов зафиксировано в госпрограмме и является одной из приоритетных задач по развитию транспорта Москвы. Основными партнерами Мосгортранса по развитию парка электротранспорта сейчас выступают КамАЗ и ГАЗ. Еще несколько лет назад для России это был абсолютно новый продукт, но уже сейчас весь отечественный подвижной состав соответствует мировым стандартам. Для пассажиров есть и такой косвенный эффект, как снижение шума во время поездки по сравнению с дизельными автобусами. И это, в свою очередь, повышает комфорт транспорта и подталкивает пассажиров к отказу от личного авто в пользу удобного электробуса, который к тому же едет по выделенной линии гораздо быстрее.

В 2023 году Мосгортранс начал тестировать электробус малого класса — инновационную модель «ГАЗель eCity», рассчитанную на 16 человек, как обычная маршрутка.
В регионах, безусловно, бюджеты на обновление автопарка намного скромнее, однако не будем забывать про такую группу, как электротакси: в некоторых региональных городах, например в Нижнем Новгороде, они популярны, потому что их можно заказать через обычные агрегаторы «Яндекса». Таксопарки там активно закупают электрокары.
Кикшеринг (система краткосрочной аренды) тоже электрический! В столице на нем ежедневно совершается в среднем 280 тысяч поездок. Также и операторы велосипедного проката активно обновляют свой парк и добавляют опцию «электро». Причем велосипедный кикшеринг стал полноценной частью московского транспорта и даже интегрирован в билетную систему Москвы. Есть возможность использовать поездки на велосипедах бесплатно по безлимитным абонементам на карте «Тройка» и по карте москвича обучающегося. Не так быстро идут дела в регионах: если в Москве и Санкт-Петербурге станциями электросамокатов покрыта большая часть города, другие города в среднем покрыты лишь на 28–30%. Но и там общий объем парка растет, просто медленнее.

Эффект от развития электро-СИМов для города очевиден: это снижение количества поездок на личном автомобиле и повышение популярности общественного транспорта.
Об этом говорит статистика: все больший процент поездок на кикшеринге совершается регулярно как «мобильность первой и последней мили» — то есть, чтобы добраться до удобной остановки транспорта, а не просто чтобы погулять.
Так, за 2022 год, по статистике крупнейшего оператора кикшеринга Whoosh, количество именно транспортных поездок на электросамокатах выросло на 85%.

Есть и экономический эффект: в 2022 году на микромобильном транспорте было доставлено заказов на 260 млрд рублей, это около 4% от общей выручки всего ретейла и общепита в Москве. Ультрабыстрая доставка — одно из тех явлений рынка, что будут подстегивать развитие инфраструктуры микромобильности в городе и рост автопарка электро-СИМов в ближайшем будущем.