КОММЕНТАРИЙ
Строительство объездных трасс стимулирует развитие грузоперевозок и туризма
Сразу две масштабные стройки проходят сейчас на автодороге Р-217 "Кавказ" - на объездах Владикавказа и Гудермеса. Активно идут работы и над проектом строительства обхода Хасавюрта. Эти объекты важны и для грузоперевозчиков, и для обычных водителей, а особенно для тех, кто решил отдохнуть на Северном Кавказе и добирается сюда на личном авто. Корреспонденты "РГ" побывали на строительстве обхода североосетинской столицы и узнала, когда водителям ждать его открытия.
По федеральной трассе Р-217, являющейся главной транспортной артерией округа, сегодня проезжает до 35 тысяч автомобилей в сутки. Особенно интенсивным движение становится в разгар курортного сезона. Кстати, трассу Ростов - Баку построили еще в середине прошлого века. Первоначально длина дороги составляла всего 270 километров, но впоследствии добавились ответвления и подъезды к городам, и ее протяженность выросла в несколько раз - до 1118 километров. Дорога берет начало в Краснодарском крае, а дальше проходит через все регионы СКФО, кроме Карачаево-Черкесии.

Новый участок трассы в объезд североосетинской столицы идет от региональной автодороги Архонская - Владикавказ и, пересекая федеральную трассу А-162 Владикавказ - Алагир, тянется до примыкания к Московскому шоссе на выезде из города. Останавливаемся в паре километров до въезда в столицу республики. Здесь от главной трассы идет несколько разветвлений. Если следовать прямо, попадешь во Владикавказ, повернешь направо - доедешь до Тбилиси, налево - до Ростова-на Дону, а дорога в обратную сторону - это Транскавказская магистраль. Вокруг полным ходом идут дорожные работы. Ведется прокладка еще одной полосы.
Движение здесь, как видите, очень интенсивное, так что обход разгрузит трассу. Водителям уже не придется без надобности заезжать в город и тратить время. Строительство, конечно, создает некоторые неудобства, но это временно. Насколько мне известно, обход должны сдать в эксплуатацию к 2026 году. Но, думаю, это произойдет раньше: работы ведутся просто ударными темпами.
Артур Каркусов, инспектор дорожного надзора УГИБДД МВД по РСО - Алания
Объект, строительство которого ведет ФКУ Упрдор "Кавказ" (подведомственная "Росавтодору" структура), действительно сложный и многоэтапный. Как пояснили корреспонденту "РГ" в пресс-службе ведомства, еще в 2008 году была сдана в эксплуатацию первая очередь длиной более семи километров, этот участок берет начало недалеко от Беслана и ведет до Архонского шоссе.

Строительство второй и третьей очередей началось в 2021-м. Обход пройдет западнее республиканской столицы. Ширина проезжей части составит 15 метров. За два дорожных сезона были проведены археологические раскопки, переустроены инженерные коммуникации и подготовлена территория для строительства. Здесь поставили более 830 опор линий наружного электроосвещения. Завершена реконструкция моста через реку Черную и возведен новый мост на съезде транспортной развязки. Всего же в рамках проекта возведут три двухуровневые транспортные развязки и семь путепроводов.

Последний этап строительства обхода начался в июле этого года. Протяженность участка - около трех километров. Корреспондент "РГ" увидел буровые работы, которые ведутся на объекте, отсыпку земляного полотна и переустройство коммуникаций. На некоторых съездах уже уложен асфальт.
Реализация проекта позволит повысить безопасность дорожного движения и увеличит пропускную способность участка автодороги. На всем протяжении 15-километровой дороги сделают линии электроосвещения и установят парапетное ограждение с противоослепляющими экранами.
Александр Лукашук, начальник ФКУ Упрдор "Кавказ"
Также продолжается строительство третьей очереди обхода Гудермеса. Сейчас специалисты прокладывают новую дорогу с четырьмя полосами движения, тремя транспортными развязками, тремя путепроводами и эстакадой. Ввести объект в эксплуатацию планируют осенью этого года. А вот построить четырехполосныи? обход Хасавюрта протяженностью 21 километр планируют до конца 2028-го. Но этим планы дорожников не ограничиваются. Ведется разработка проектов строительства северного обхода Махачкалы и дороги вокруг Дербента.
Главное преимущество таких трасс - сокращение времени в пути, что, в свою очередь, приводит к снижению расходов для грузовых компаний. Обходы позволяют избегать пробок и заторов, которые часто возникают в городе из-за плотного движения. По оценкам экспертов, объездные пути могут сократить время доставки грузов на 20 - 30 процентов. Согласно исследованиям, каждое дополнительное 10-минутное ожидание в заторе способно увеличивать затраты на доставку грузов на 10 процентов.
Рост средней скорости доставки на один процент способствует снижению затрат на топливо на один-два процента. Учитывая стратегическое расположение Северного Кавказа, развитие обходных дорог здесь позволит повысить доступ к портам Каспийского моря. Это создаст благоприятные условия для роста межрегиональной торговли и привлечения инвестиций.
Галина Андросенко, эксперт по логистике компании "Передовые Платежные Решения"
Кроме того, грузовые компании смогут эффективнее планировать свои маршруты, сократить расходы на техническое обслуживание и ремонт автопарка, увеличить объемы перевозо
Особое значение строительство обходов на Северном Кавказе имеет для развития международного транспортного коридора "Север - Юг". Этот коридор играет главную роль в обеспечении связи между странами Северной Европы и Юго-Восточной Азии через территорию России. По данным минэкономразвития России, в 2023 году рост грузопотока по МТК "Север - Юг", по сравнению с 2022 годом, увеличился на 35 процентов - до 19,5 миллиона тонн. Ожидается, что к 2025-му грузооборот вырастет до 30 миллионов тонн, а к 2030 году - до 35 миллионов. Строительство обходов позволит существенно улучшить логистику на юге страны. Это особенно важно в контексте развития торговых отношений с Ираном, Индией и другими странами региона.
Анна Грахова, руководитель направления по работе со средним корпоративным бизнесом ГК "Альфа-Лизинг"
Развитие международного транспортного коридора "Север - Юг" будет выделено в отдельный федеральный проект нового нацпроекта "Эффективная транспортная система". Поэтому так важна модернизация транспортной инфраструктуры, направленной с запада на восток, в том числе объездов ряда крупных городов. Она предполагает не только интенсификацию транспортных потоков и снижение аварийности грузовых перевозок, но и усиление связанности российских регионов, которая пока слаба и тормозит экономическое развитие.
Сергей Гатауллин, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории социального моделирования ЦЭМИ РАН
Городские дороги, не рассчитанные на интенсивное движение грузового транспорта, быстрее изнашиваются. Обходные пути позволяют избежать этого, что снижает нагрузку на местные бюджеты, связанную с ремонтом дорог. А благодаря тому, что задержек в пути будет меньше, снизятся операционные расходы грузовых компаний на топливо, амортизацию, оплату труда водителей и простои. Например, уменьшение пробок может сэкономить до 15 - 20 процентов времени на доставку, а дальнобойщикам позволит снизить расход топлива на 10 - 20 процентов на длинных маршрутах.

Плавное движение по дорогам уменьшает износ машин и частоту поломок, то есть сокращаются расходы на ремонт и техническое обслуживание. Более предсказуемые маршруты позволяют планировать доставку точнее, что снижает риск штрафов за нарушение сроков поставки. Таким образом, строительство обходов может привести к экономии в 10 - 15 процентов от общих расходов на перевозку по конкретным маршрутам.

Кроме того, с улучшением транспортной инфраструктуры возрастет роль крупных городов, например Махачкалы и Владикавказа, как логистических центров. Это создаст новые рабочие места и повысит экономическую активность регионов, что привлечет дополнительные инвестиции.
Павел Филимонов, начальник отдела логистики ГК "Семья"
Эксперты рассказали корреспонденту "РГ", как строительство обходов повлияло на логистику в других регионах. По словам директора по развитию компании "STEP. Транспортные решения" Алексея Смирнова, Центральная кольцевая автомобильная дорога (обход Москвы) дает экономию на топливе и эксплуатационных расходах до 20 процентов на каждый грузовой рейс.
Обход Краснодара разгружает центральные улицы города от транзитного грузового транспорта и сокращает время в пути для перевозок между Северным Кавказом и черноморскими портами. Экономия на топливе и эксплуатационных расходах оценивается примерно в 15 процентов на рейс, - продолжает Смирнов. - Обход Ростова-на-Дону разделяет транзитные и местные грузопотоки. Это особенно важно для грузоперевозок по международному коридору "Север - Юг". Кроме того, улучшаются условия для развития мультимодальных перевозок с использованием портовой инфраструктуры Азовского и Черного морей.
Алексей Смирнов, директор по развитию компании "STEP. Транспортные решения"
Анна Грахова сообщила, что после ввода в эксплуатацию обхода Усолья-Сибирского и поселка Тельма в Иркутской области пропускная способность местной дороги увеличилась вдвое. Другим важным аспектом стал рост скорости движения транспорта. Так, на обходе Канска скоростной режим был увеличен с 60 до 90 километров в час. Это напрямую влияет на сокращение времени доставки грузов, что особенно важно для скоропортящихся товаров и срочных поставок. Павел Филимонов рассказал, что строительство обхода Лосево и Павловска на трассе М-4 "Дон" значительно снизило нагрузку на эти города. Раньше время в пути через данный участок было на пять-шесть часов больше из-за постоянных заторов. После ввода обхода в эксплуатацию экономия на топливе и эксплуатационных расходах в среднем составила 10 - 15 процентов.