Россия оказалась на одном из последних мест в списке готовности использования электромобиля. В рейтинге аудиторской компании, KPMG, которое в понедельник, 7 cентября, опубликовала газета "Ведомости", Россия оказалась на 23 месте из 25 ведущих экономик по этому показателю.
Несмотря на то, что высшей оценки в 10 балов не набрала ни одна страна, на первые позиции вышли такие европейские страны как Нидерланды и Норвегия, которые получили 7,9 и 7,4 балла соответственно.
Эксперты называют одной из главных проблем России в этой сфере отсутствие инвестиций в отрасль, а также нехватку зарядных станций. Работающие от электричества машины в России покупают мало. За первое полугодие в стране купили всего 121 новый электромобилей, а весной электромобилей продавалось почти в два раза меньше, чем в прошлом году. Львиная доля продаж пришлась на японский автомобиль Nissan Leaf, cтоимость которой на европейском рынке составляет от $31000 до $43.000.
Отечественные разработки не вызывают энтузиазма у инвесторов. На днях Фонд развития промышленности (ФРП) отказалcя предоставить кредит для производства российского электромобиля Zetta, несмотря на то, что проект поддержало Министерство экономического развития.
В пресс-службе ФРП Газете.ru объяснили, что проект нельзя назвать стартапом, так как разработан опытный образец. При этом, собственных средств в 139 миллионов рублей и займа в ФРП не хватит, чтобы запустить производство с нуля, объяснили представители фонда. "Для перехода к серийному производству нужны дополнительные инвестиции, которые могут быть вложены не только госструктурами, но и частными компаниями", -объяснили изданию в ФРП.
Трехдверный автомобиль Zetta планировалось производить на заводе в Тольятти. Разработчики намеревались выпускать две модификации автомобиля. На базовой был предусмотрен аккумулятор ёмкостью 10 кВт*ч с запасом хода до 180 км. Более продвинутый и более дорогой аккумулятор, позволяет проехать расстояние до 500 километров. Предполагаемая цена машины в розницу от 550 тыс. рублей до 1,2 млн рублей. Пока из-за нехватки средств, сборку машины отложили, пишут СМИ.
Cтоит отметить, что авторитетное издание "За Рулем" дает автомобилю позитивную оценку, правда с важным исключением: "К сожалению, разработчики вынуждены использовать в автомобиле аккумуляторные батареи китайского производства, так как в России их не выпускают. Именно на батарею приходится половина стоимости Zetta, и это единственный недостаток проекта".
Без Бога и государства
Zetta уже вторая за последнее время попытка создать российский электромобиль. В 2010 году о создании гибридного автомобиля, который мог бы ездить используя, как и традиционное топливо, так и электричество, объявила группа "ОНЭКСИМ". Машину под названием "Ё-мобиль" планировалось продавать за полмиллиона рублей.
Проект авто патронировал миллиардер Михаил Прохоров, который показывал машину президенту Владимиру Путину. Тот даже совершил поездку, но машиной остался не очень доволен: "Не получается у него пока", - рассказывал позже Путин о проекте Прохорова в интервью журналисту "Коммерсанта" Андрею Колесникову.
В интервью телекомпании НТВ, Прохоров отнёсся к провалу своего детища философски "…я не Господь Бог. Иногда проекты реализуются, иногда не реализуются. Я вам даже скажу такую, может быть, крамольную мысль: технология, которая применялась на "Ё-мобиле", она опередила время".
Проект производства "Е-мобиля" был окончательно закрыт в апреле 2014 года, а технологии по его производству были переданы Центральному научно-исследовательского автомобильному и автомоторному институту "НАМИ".
По иронии судьбы, именно этот институт в свое время, разрабатывал первые советские электромобили, однако в промышленное производство они так и не пошли: "В Советском Союзе электромобили в настоящее время практически не применяются", - констатировало издание "Энергетика и транспорт" в 1982 году.
Если заменить фразу из журнала с "СССР" на "Россию", она по-прежнему звучит весьма актуально: "Несмотря на попытки сделать электромобиль модным, у нас колоссальное лобби нефтяников, которые гораздо больше заинтересованы в развитии своей отрасли, чем в создании электротранспорта", - говорит Finam эколог, экс-депутат Госдумы Владимир Семенов.