КОММЕНТАРИЙ

В России электромобилей меньше, чем в Европе, но стоят они дороже и инфраструктуры почти нет

На 90% выросли продажи электромобилей в России в феврале 2023 года, на 550 ед. Это рекорд, заявляют участники рынка. По данным Минэкономразвития, в России всего более 24 тыс. машин, за прошлый год их число увеличилось на 42%. Российские производители электрокаров оценивают продукцию дороже, чем у коллег из Китая, Европы и Америки, но российский владелец покупает не только экотранспорт, но и взваливает на себя сложнейшую задачу по построению логистики к зарядной инфраструктуре, которой почти нет, об этом РЖД-Партнеру рассказали участники рынка.
Национальные особенности электрокаров
Безусловно, зеленая повестка несмотря ни на что не снимается, а значит, и курс на использование электротранспорта сохранится: как в использовании личного, так и общественного транспорта
Валерия Минчичова, доцент Финансового университета при правительстве РФ
Санкционное давление, безусловно, затруднит и удорожит покупку зарубежных моделей. Но поставлять в Россию электрокары будут как по схеме параллельного импорта, так и, конечно, разработки китайского и отечественного автопрома. Уже можно купить липецкий Evolute за примерно 3 млн руб. Запас хода на полной зарядке 433 км. Купить можно у дилеров в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Воронеже, Краснодаре. Накануне московский автозавод опубликовал прайс-лист на электромобиль «Москвич». Машину в единственной комплектации оценивают в 3,5 млн руб. ($49,6 тыс.), и снижать цену производитель не намерен, заявляют дилеры. Для сравнения, кроссовер Ford Mustang Mach-E продают в Америке за $30 тыс., а электрокар Model Y от Tesla в Китае реализуют за 259,9 тыс. юаней (2,8 млн руб.). А в марте российским покупателям экотехники придется оплачивать также таможенную пошлину. Совет Евразийской экономической комиссии согласился только на нулевую таможенную пошлину для электромобилей с пробегом только для граждан Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии, перепродажи в Россию запрещены. Чтобы в России электромобили стали «народными», нужно не только наладить их производство, но и снизить цены для конечного потребителя, говорит Дмитрий Матвеев, генеральный директор компании «Мой автопрокат» (сети автопрокатов в России и за рубежом). Самое дорогое в электрокаре – это аккумулятор, за который отдают почти каждый второй рубль при покупке всей машины.
Если в ближайшие годы разработают более дешевые аккумуляторы, тогда электромобили по цене приблизятся к автомобилям. После этого можно ожидать взрывного спроса на личный экотранспорт
Дмитрий Матвеев, генеральный директор компании «Мой автопрокат»
Переход на электротранспорт неизбежен, и случится он в ближайшие лет семь, добавляет бизнесмен. Ученые согласны. У отечественного электропрома есть будущее, говори Дмитрий Пелегов, инженер ЦК НТИ «Мобильные накопители энергии» Института электродвижения МФТИ. Но вопрос, скорее, не в том, будет ли расти рынок электромобилей в мире в целом, а в том, как быстро он это будет делать в России, рассуждает он.

«Сегодня власти России показывают, что не хотят быть среди отстающих», – говорит он.
Что появилось первым: инфраструктура или электрокар?
Первична, конечно, инфраструктура зарядки, так как пока что активно пользоваться электромобилем можно только в городах, где инфраструктура развита, говорит Алексей Смирнов, руководитель проектов студии транспортного проектирования STEP.
Поехать куда-то за пределы города просто рискованно, ведь можно просто не доехать, так как там нет зарядки или они расположены слишком далеко друг от друга
Алексей Смирнов, руководитель проектов в Студии транспортного проектирования STEP
Зарядная инфраструктура должна быть размещена на расстоянии в 200 км друг от друга на всех трассах и дорогах федерального и регионального значения. Интересный факт с форумов любителей электрокаров: доехать из Москвы в Санкт-Петербург по М-11 на электромобиле (это чуть больше 700 км) можно за 13 часов. Каждый второй час владелец электрокара потратит на зарядку, станции есть на МКАДе, в Твери, Валдае, Рябове, на КАДе, говорит В. Минчичова.

В Москве порядка 250 электрозарядок. Впрочем, электромобиль возможно подзарядить и от домашней розетки. Процесс займет до 10 часов, и за это владелец отдаст около 300 руб. за раз. Коммерческие зарядные станции мощнее, электрокар зарядится минут за 20, и каждый киловатт обойдется в среднем в 15 руб., итого около 750 руб. за раз. Получается, заряжать электрокар от домашней розетки выгоднее. А если заряжать по ночам, то выгода еще больше, говорит Д. Пелегов.
Даже медленное развитие сети быстрых зарядок не сильно замедлит рост популярности электромобилей в РФ, по крайней мере на начальном этапе
Дмитрий Пелегов, инженер ЦК НТИ «Мобильные накопители энергии» Института электродвижения МФТИ
Однако А. Смирнов не согласен на компромисс. Он говорит, что бытовая розетка не способна удовлетворить аппетиты электрокара. Ему нужны быстрые зарядки, способные наполнить аккумулятор до 80% за 20 минут.