Тротуар не место для маневров
Термин «средства индивидуальной мобильности» уже вполне прижился и закрепился официально в ПДД. Всю совокупность перемещений при помощи велосипедов, электросамокатов, гироскутеров, сегвеев, моноколес специалисты-транспортники называют микромобильностью. Это весьма точное определение, ведь главное — занимаемое в городе место. Автомобиль на стоянке занимает в 8 раз больше пространства, чем велосипед, а в движении — уже в 28 раз. Самокаты — еще компактнее. Отсюда это «микро».
Но и индивидуальное обособление имеет значение. Конечно, автомобилист тоже обособлен. Но стоит возникнуть пробке, как он становится частью большого и совершенно несвободного сообщества. С СИМ такое непредставимо.
Самый заметный успех выпал на долю электросамокатов. Сегодня это наиболее динамично развивающийся вид городского транспорта.
Квантовый скачок произошел после пандемии. «Средства индивидуальной мобильности в целом и электросамокаты в частности стали повсеместно появляться на улице в сезоне 2021 года. Из средства развлечения они превратились в альтернативный вид транспорта», — сообщает в предисловии к монументальному «Велоруководству» Ксения Эрдман, директор Ассоциации операторов микромобильности. В самом деле, удвоение роста отрасли по ключевым показателям началось именно в 2021-м, и главная причина указана абсолютно точно: СИМ выполняют именно транспортную функцию.
В северной столице доля транспортных поездок пользователей составляет и вовсе до 90%, причем только 56% — «подвозящая функция»: поездки от дома до остановки общественного транспорта и от остановки до работы. 34% пользователей проделывают на СИМ весь намеченный путь.
В такой ситуации говорить о запрете СИМ по примеру Парижа явно не приходится. Хотя есть и тревожная статистика — по аварийности.
Издержки популярности
Следует задуматься и о том, что становится причиной ДТП с участием СИМ и каких именно СИМ — арендных или частных. 1 марта 2023 года вступила в действие новая редакция ПДД, где теперь есть место и СИМ, для которых устанавливаются многочисленные ограничения. У сервисов кикшеринга они существовали и ранее: запрет на поездки вдвоем, автоматическое ограничение скорости до 25 км/ч и до 15 км/ч в так называемых медленных зонах, например при въезде в парк, возрастное ограничение 18+, тогда как по ПДД на частных СИМ можно ездить уже с 14 лет.
Выстроить сеть
Выступая в ноябре с презентацией в Гостином дворе в рамках «Транспортной недели-2023», Алексей Смирнов назвал СИМ «неприкаянными», несмотря на всю их востребованность и популярность. Почему? Именно в силу нехватки инфраструктуры. А ее не хватает даже с учетом того, что для всех разновидностей средств индивидуальной мобильности развивается исключительно велоинфраструктура и почти исключительно в границах улично-дорожной сети: во-первых, поездки рекреационного характера составляют меньшинство от их общего числа, во-вторых, в парках нет автомобилей, да и куда меньше возможностей для столкновений с пешеходами, а в-третьих, бывает вполне достаточно и грунтовых дорожек: летом на хорошем велосипеде и даже электросамокате по ним можно передвигаться без особого труда.
В городе все гораздо сложнее. С одной стороны, инфраструктура вроде бы развивается стремительно. В 2010 году в Москве ее протяженность составляла всего 9 км, в 2022-м — уже 473 км, а в 2023-м — 512 км. Но здесь мало роста как такового, важна еще и связанность. Если велопереезда нет, то такую инфраструктуру, к сожалению, уже нельзя назвать связанной.
Большинство ДТП происходят как раз в местах пересечения трафика СИМ, пешеходов и автомобилей. Чем больше в городах будет велодорожек, расположенных в местах, наиболее востребованных в плане именно транспортной, а не рекреационной микромобильности, тем меньше будет возможностей для столкновений. Вопреки массовому представлению, к таким местам относятся не только центры городов. Огромное количество поездок совершается на окраинах, в новых районах, где СИМ в самом буквальном смысле улучшают транспортную доступность территорий.
Впрочем, развитие инфраструктуры не отменяет ни дальнейшего регулирования правил вождения СИМ, ни их электронного контроля. И тут снова проще с арендными сервисами. Раз уже запрета на те же электросамокаты в стране, по счастью, не предвидится, то еще один датчик слежения не повредит. В городах цифровой «большой брат» и без того все знает о жителях