Основатель компании InnovaTransport, эксперт по транспортному консалтингу Алексей Смирнов считает введение бесплатного проезда для школьников в общественном транспорте значимой и позитивной мерой для городов. Она напрямую повлияет на транспортную ситуацию: многие родители возят детей на автомобилях, одна из причин этого — необходимость дополнительно оплачивать общественный транспорт. Значит, возможность бесплатного проезда будет способствовать уменьшению числа машин на дорогах.
Смирнов отметил, что в результате выиграет не только городская транспортная система, но и безопасность движения в целом. Чем меньше личных автомобилей в утренние и дневные часы, тем выше пропускная способность дорог и тем меньше риск ДТП вблизи школ и детских маршрутов.
Интересно, что некоторые руководители автобусных предприятий не против бесплатного проезда для школьников. Их позиция предельно прагматична. Главное условие — полное возмещение затрат со стороны регионального бюджета, рассказал управляющий ООО «Экспресс» в Зеленодольске Дмитрий Грузков.
По его словам, вплоть до 2005 года в постановлении «Об утверждении порядка предоставления единого социального проездного билета в Республике Татарстан» последний пункт подразумевал предоставление льготного проездного для школьников и студентов.
«Главы администраций городов и районов совместно с транспортными организациями обеспечивают наличие в свободной продаже ежемесячных проездных билетов для школьников на период учебного года стоимостью 120 рублей и студентов - 150 рублей», - было сказано в документе.
Грузков считает, что для реализации екатеринбургской идеи необходимо лишь желание татарстанских властей. Но проблема кроется в системе компенсаций. Текущие выплаты от Татарстана не покрывают расходы перевозчиков на содержание льготных категорий пассажиров. Например, по словам Грузкова, ему выплачивают за одного льготника 30 рублей, притом что проезд стоит 43 рубля. Это значит, что из-за одного льготника перевозчик недополучает 13 рублей. Ежемесячно ПАТП собеседника перевозит 300 тысяч человек, из которых 30% оплачивают не всю сумму. Таким образом, руководитель предприятия теряет 1,3 миллиона рублей ежемесячно.
В результате ПАТП несут существенные убытки, что делает невозможным внедрение бесплатных проездных для школьников без дополнительного финансирования. На данный момент льготниками, в частности, являются инвалиды ВОВ, участники ВОВ, ветераны боевых действий, ветераны труда, инвалиды, сотрудники правоохранительных органов, дети-инвалиды, дети из многодетных семей. Всего список включает 22 пункта.
- Екатеринбург хочет платить за льготников. У них решён первый вопрос, а именно: они платят предприятиям за пройденный километр, по-другому, по системе брутто-контрактов, - отметил спикер.
Остальные перевозчики отказались комментировать эту тему и направили нас к комитету по транспорту исполкома Казани и министерству транспорта и дорожного хозяйства Татарстана, отметив, что все подобные вопросы решают именно эти два ведомства.