Платные участки дорог, согласно мировой практике, действительно создаются там, где транспортная инфраструктура развита — например, в Лондоне, Париже и Берлине. И в противовес таким участкам предложена развитая система общественного транспорта.
«Такие предложения вполне разумны и возможны к рассмотрению в мегаполисах, — согласен профессор МАДИ Михаил Якимов. — Даже не на всех частях, а только в центре городов, где возможно введение платного въезда с одновременным предоставлением бесплатных для пассажиров услуг при перевозке транспортом общего пользования». В случае, если данное предложение будет реализовано, то процесс урбанизации населения пойдет еще быстрее, назвал он одно из следствий. «Введение повсеместного бесплатного проезда в транспорте с одновременным удорожанием проезда по дорогам общего пользования сделают еще более привлекательной жизнь в крупных городах и менее привлекательной жизнь в отдаленных регионах и поселках, где такого транспорта нет», — считает эксперт.
Директор по административно-хозяйственной деятельности ООО «Байкал-Сервис ТК» Александр Разин тоже отметил, что подобные новации уместны лишь в районах крупных мегаполисов, причем тех, где ограничен ресурс дорожной сети и ее развития. Эксперт подчеркнул, что платные магистрали — это именно «альтернатива менее скоростным и оборудованным дорогам общественного пользования», которая дает экономию времени и топлива. Идею в озвученном виде он назвал утопичной, не имеющей здравого объяснения.
НАЛОГОВ И ТАК ХВАТАЕТ
В конце концов, это просто несправедливо, считают многие эксперты, которые высказались на данную тему. Главное соображение — автомобилисты уже сейчас помимо транспортного налога платят государству топливный акциз. То есть можно говорить о реализации принципа «пользователь платит», а тут еще и новая нагрузка.
«Инициатива лишит россиян выбора между личным и общественным транспортом, передвижение на автомобиле превратится в привилегию для богатых, у которых есть возможность платить за все дороги», — категоричен Алексей Ермилов.
Александра Разина интересует, собираются ли власти сокращать налоги в случае внедрения массовой платы на дорогах. «В настоящее время все автомобилисты и так оплачивают налог дважды. Первый раз — при покупке авто и далее ежегодно в зависимости от мощности двигателя, т. е. дифференцированно благосостоянию, — напомнил представитель ''Байкал-Сервис ТК''. — Что уже само по себе несправедливо и фактически неприменимо в развитых странах».
Эксперт рассказал об еще одной «грани» несправедливости предложения. «Почему, к примеру, жители пригородов, малых агломераций должны оплачивать проезд общественного транспорта и развитие парка в городах, которые они даже не посещают или бывают там только в качестве туристов?» — недоумевает он.
Похожее замечание и у Михаила Якимова, который отметил, что проблемы с пробками и состоянием общественного транспорта предлагается решать за счет людей, которые им не пользуются. Причем «делают это не по причине его недостаточного комфорта, а по причине невозможности использования такого транспорта в силу удаленности от крупных городов».
Несправедливость предложения эксперты нашли и в сфере ненадлежащего качества (и сервиса) дорог, которые массово хотят сделать платными. Российские автомобилисты, по словам представителя «АвтоСпецЦентра», готовы платить именно за сервис, который экономит время, обеспечивает безопасное движение. Одно дело — построить скоростную трассу с платными участками на одном из загруженных маршрутов, и совсем другое дело — введение оплаты проезда по абсолютно всем дорогам. А состояние городских дорог, в основном, не соответствует принятым стандартам даже для трасс общего пользования, напомнил Алексей Ермилов.
Урбанист Алексей Смирнов высказался в том же духе: по его словам, платная дорога — это «качественная дорога с высоким уровнем безопасности, поддержкой пользователей и т. д.». «Дороги общего пользования редко можно поставить хотя бы близко к качеству платной дороги», — констатировал он.
Эксперт не исключил, что в случае реализации инициативы усилится социальная рознь: «…ведь плата только усилит социальную яму между теми, кто может позволить себе ежедневные траты на индульгенцию, и теми, у кого нет лишних денежных средств».
Леонид Ольшанский и вовсе заявил журналистам, что введение платы за проезд противоречит ряду статей Конституции, где гарантируется свобода передвижения.
ОПРОШЕННЫЕ ГОЛОСУЮТ «ПРОТИВ»
Отметим, что инициативы об увеличении платности дорог (без альтернативы) появлялись и ранее, хоть и не в таком масштабном виде. Так, Минтранс около четырех лет назад предлагал ввести плату за въезд в города, причем эту идею поддержал мэр Москвы Сергей Собянин. Но Госдума так и не приняла этот закон, вызвавший волну критики среди населения и экспертов.
Однако в новой инициативе министерства есть бонус — бесплатный проезд на общественном транспорте. Убедит ли это население отнестись к инициативе терпимее? О проведении массовых опросов на эту тему на момент написания статьи было неизвестно, однако появилось локальное исследование. Портал SuperJob по следам новостей о предложении Минтранса опросил жителей Новосибирска, и результаты оказались не в пользу идеи. Только 31 % респондентов поддержали предложение взимать плату за проезд на автомобилях в обмен на бесплатные автобусы.
Сторонники такой реформы при этом пояснили, что с ее помощью удастся улучшить экологическую обстановку, уменьшить количество пробок и увеличить число свободных парковочных мест во дворах (так как машин станет меньше). У противников же инициативы Минтранса, как и у экспертов, появилось к ведомству много вопросов. Например, о наличии удобных маршрутов, состоянии общественного транспорта, безопасности и комфорте передвижения в нем (в том числе в период высокой заболеваемости).
ПОМОЖЕТ ПРОТИВ ПРОБОК
Как уже было сказано, сторонники реформы видят ее основной целью борьбу с бичом городов — пробками, которые можно будет победить, «сгруппировав» граждан в общественном транспорте. Может быть, этот «плюс» перевесит или хотя бы частично компенсирует «минусы» инициативы (если, конечно, реализовать ее с умом — не везде, а в мегаполисах)? Здесь мнения экспертов разделились.
«Ни в одной стране мира платные дороги не привели к фиксации заметного уменьшения трафика, а тем более сокращения автопарка, — рассуждает Александр Разин (''Байкал-Сервис ТК''). — Те, кто использует личный транспорт, будут продолжать его использовать в силу причин и обстоятельств, и, конечно, никакая экономия на бесплатном проезде не станет стимулом всем дружно отправиться на метро, электричке, автобусе по своим делам».
Транспортный специалист Алексей Смирнов не согласен — он заявил, что уменьшить пробки, а заодно и число ДТП, за счет введения платы за проезд по всей дорожной сети возможно. Причина простая — машин будет меньше. Эксперт также вспомнил шведские иллюстрации на тему транспорта, которые наглядно демонстрируют, что «80 личных машин — это один автобус».
Заместитель генерального директора ГК «Волгабас» Дмитрий Кузьмищев тоже отметил: если удастся пересадить людей (особенно в больших городах) на общественный транспорт за счет увеличения стоимости владения автомобилем, то это снизит и количество ДТП, и смертность на дорогах, и интенсивность пробок. То есть, теоретически, это может сэкономить людям время проезда. Но, несмотря на благие цели, инициатива «идеалистична», согласен с коллегами эксперт.
В мире, по его словам, есть опыт, на который можно опираться. Это Эстония (бесплатный проезд на общественном транспорте в столице Таллине), Люксембург (тоже бесплатный проезд) и, например, Лондон (платный въезд в город). Но, конечно, нельзя копировать такую практику бездумно. «Необходимо изучать данный опыт, особенно в части источников финансирования компенсации затрат перевозчиков и возможность адаптации данного опыта под российские реалии», — подчеркнул Кузьмищев.
Кстати, о некоторых промежуточных результатах дорожной реформы в Таллине уже известно. Как сообщалось в прессе, введение бесплатного общественного транспорта почти не изменило ситуацию на дорогах. Для экономически активных автомобилистов вопрос оплаты или неоплаты проезда, получается, не стал решающим фактором в выборе способа передвижения.
ОБНОВЯТ ЛИ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ?
Есть и другие соображения — реализация инициативы может дать такой важный побочный эффект, как обновление устаревшего парка общественного транспорта. Ведь если автомобилисты заплатят за пассажиров, добавочные деньги можно будет отправить на эту благую цель.
Дмитрий Кузьмищев это подтверждает. «Что касается сервиса на общественном транспорте и его состояния, то и я вижу, в основном, положительные моменты, — заявил он. — Любой сервис улучшается с приростом людей, им пользующихся». Однако, добавил он, для обновления парка общественного транспорта необходимы значительные средства и понадобится создание специального фонда.
Михаил Якимов (МАДИ) считает, что консолидация финансовых ресурсов в сферу общественного транспорта поможет кардинально изменить состояние его парка в городах. Но, опять же, встает вопрос справедливости в отношении тех, кто не пользуется таким транспортом по объективным причинам, напомнил он.
Алексей Смирнов тоже не исключает такого следствия, как улучшение качества общественного транспорта за счет данной инициативы. Однако это, по словам эксперта-урбаниста, возможно только в том случае, если денежные средства будут адекватно распределяться.
А вот Кирилл Янков (глава Союза пассажиров РФ) заявил журналистам об обратном эффекте (для сервиса в целом). По его словам, пассажиры сейчас «голосуют рублем» за комфорт поездок, если же общественный транспорт станет бесплатным, как-то влиять на качество услуг они уже не смогут.
Александр Разин тоже настроен критически: он сообщил, что не видит никакой связи реализации инициативы с качеством подвижного состава общественного транспорта. Зато эксперт заметил негативный эффект для роста цен на перевозки и товары. «Можно порассуждать, к чему приведет подобная инициатива, если она все же будет реализована. Очевидно, это вызовет заметный рост цен на товары и услуги. Истина проста — за все всегда платит гражданин», — сказал представитель «Байкал-Сервис ТК».
НУЖЕН ЭКСПЕРИМЕНТ
В любом случае, в означенный срок осуществить указанные идеи из проекта стратегии не удастся, отметили эксперты.