КОММЕНТАРИЙ

ЭРА-ГЛОНАСС для самоката: кто и сколько заплатит за систему слежки

В Москве начнут оснащать самокаты системой ЭРА-ГЛОНАСС. Возможно, эксперимент распространят на всю страну. Так хотят следить за нарушителями, но сколько владельцам самокатов придется заплатить за спутниковую систему?
В столице начинают тестировать систему контроля за самокатами. На средства индивидуальной мобильности устанавливают модули «Эра-ГЛОНАСС», которые помогают следить за скоростью самоката и автоматически снижать ее в «медленных зонах». Пока это эксперимент, но уже говорят о том, что такими устройствами могут быть оснащены все самокаты, и речь идет о частных устройствах, кикшеринг и так следит за ними через спутники.

Суть эксперимента в том, в Москве будут созданы зоны с ограничением скорости и самокаты, попадая в нее, будут автоматически снижать скорость. По правилам дорожного движения, скорость самоката ограничена 25 километрами в час.
При въезде на определенные участки Москвы самокаты будут автоматически снижать скорость, обеспечивая соблюдение установленных правил, безопасность пешеходов и всех участников дорожного движения. Для этого электросамокаты оснащены специальными трекерами российского производства, подключенными к „ЭРА-ГЛОНАСС“. Территории, на которых проходит эксперимент, разделены на несколько зон с максимальными скоростными ограничениями — 10 км/ч, 15 км/ч или 20 км/ч (тротуары, пешеходные переходы, парки и т. д.) Эксперимент пройдёт до конца сезон
Василий Шпак, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации
О других возможностях системы не говорят. Но в теории спутниковый модуль позволяет в прямом смысле следить за самокатом. Тут самый широкий круг возможностей: от поиска украденных устройств, до автоматических штрафов за выезды на запрещенные магистрали. Другой эффект — это повышение цены. Если установка спутниковых маячков станет обязательной, это неминуемо отразится на цене. Так было с автомобилями, когда оснащение блоками «Эра-ГЛОНАСС» стало обязательным, покупатели это почувствовали, при этом практическую помощь от кнопки SOS в салоне авто, понимают не все.

При этом новинка не коснется шеринговых самокатов, так как они уже давно следят за своими устройствами, чтобы их не воровали и снижают скорость самокатов по требованию властей.

«Благодаря собственной ИТ-системе контроля парка самокатов мы управляем скоростью всех своих самокатов. На части парка мы используем связь ГЛОНАСС, но решения для контроля скорости у нас реализовано на базе нашей шеринговой платформы, — рассказали „Новым известиям“ в компании Whoosh. — Все самокаты настроены по требованиям ПДД — не едут быстрее 25 км/ч, и распознают медленные зоны — территории, где им нужно снизить лимит скорости. Медленные зоны согласованы с городом и как правило требование не ехать в них быстрее 15 км/ч распространяется и на частные самокаты. Так как контроль скорости частных самокатов пока открытый вопрос, кажется, что такое решение интересно именно для этой части средств микромобильности».
Если я правильно понимаю, для тестов используют „обычные“ электросамокаты — частные или ведомственные. Из чего делаем вывод, что в недалеком будущем могут запретить либо продажу электросамокатов без ЭРЫ-Глонасс, либо эксплуатацию. Второе контролировать сложнее, первое — проще, — пишет эксперт. — Сколько стоит ЭРА-Глонасс для самоката — понятия не имею. Можно ли подобными блоками обеспечить все продающиеся самокаты — тоже не знаю. Но очевидно, что с блоками электросамокаты станут дороже, чем без блоков
Максим Кадаков, главный редактор журнала "За рулем"
Сколько может стоить блок Эра-ГЛОНАСС? Судя по прайсам фирм, которые оснащают подобными устройствами автомобили, цены на маячки начинаются с 10 тысяч рублей. На сайте официального оператора системы указано, что комплект оборудования стоит 53 000, плюс установка 5000 рублей. Но это для авто. Для самокатов, очевидно, прибор должен быть дешевле.

Директор по развитию компании «STEP. Транспортные решения» Алексей Смирнов, полагает, что оснащение самоката модулем не будет превышать 10 тысяч рублей.
Установка модулей Эра-Глонасс на самокатах скажется позитивно на безопасности средств индивидуальной мобильности, потому что система позволит отслеживать и наказывать нарушителей, — говорит эксперт, — ктому же станет возможным изучить и понимать паттерны перемещения самокатов по городу. Эти большие данные помогут городским властям принимать взвешенные решения относительно создания необходимой инфраструктуры там, где ее нет, или наоборот, развивать ее там, где она введена и пользуется спросом. Модуль Эра-глонасс стоит от 5 до 10 тысяч рублей, так что это неминуемо отразится на цене. Я не думаю, что сама конструкция электросамокатов потребует какой-то доработки, потому что сами блоки глонасс достаточно компактные, их можно прикрепить на рулевой стойке или спрятать в батарейный отсек. Над личными электросамокатами нет никакого контроля. Если их обяжут использовать Эра-Глонасс, возможно, мы сперва встретимся с волной непонимания, но в будущем это приведет к созданию безопасных улиц и дорог для всех участников дорожного движения
Алексей Смирнов, Директор по развитию компании «STEP. Транспортные решения»
Как уже рассказывали «Новые известия», в городах России складывается неоднозначная практика использования средств индивидуальной мобильности. В некоторых мегаполисах их и вовсе предлагают запретить. Виной тому многочисленные аварии и инциденты с наездом на пешеходов. В этом году были приняты правила дорожного движения для СИМ, которыми установлены главные ограничения: за пешеходами — абсолютный приоритет перед самокатом, скорость СИМ ограничена 25 километрами в час, а на дорогах они приравнены к велосипедам. Единственное место, где самокат имеет приоритет — это велодорожка.