ИНТЕРВЬЮ
Городские СИМ-карты
В марте сразу три крупных российских города — Воронеж, Барнаул и Хабаровск — подписали собственные «дорожные карты» по развитию сервисов кикшеринга. «Эксперт» выяснил, что это за «карты» и к чему такая спешка, если на их разработку у регионов есть время до конца августа, а главное, что полезного это принесет горожанам.
Инфраструктура для СИМ
Общий для страны «План мероприятий („дорожная карта“), направленных на нормативно-правовое регулирование развития средств индивидуальной мобильности (СИМ) и обеспечение безопасности движения при их использовании» был подписан вице-премьером Маратом Хуснуллиным в октябре прошлого года. В п. 16 этого документа сказано, что субъекты РФ обязаны подготовить собственные планы по созданию инфраструктуры для СИМ и их интеграции в городские транспортные системы. Случиться это должно спустя два месяца по исполнении п. 15, где речь идет об утверждении изменений в своды правил в сфере строительства, касающихся, например, установления мест обустройства инфраструктуры для СИМ, оптимального количества парковок для их стоянки и хранения, требований к формированию инфраструктуры микромобильности в целом.

Города-первопроходцы

Прямой корреляции между пунктами федерального плана и теми „дорожными картами“, которые мы подписываем с администрациями городов, нет. Эти карты скорее отражение тенденций, заданных правительством и Минтрансом, и одновременно обкатка мероприятий, которые потом можно будет заложить в региональные планы по интеграции СИМ в городскую инфраструктуру. Мы просто изучили ситуацию и успешные практики такой интеграции упаковали в собственную „дорожную карту“ как некий набор решений для муниципалитетов
Сергей Карлов, руководитель направления по взаимодействию с органами власти оператора кикшеринга Whoosh

Для Whoosh первым таким муниципалитетом стал Воронеж. Но не надо забывать, что первым городом России, где начали работать сервисы электросамокатов, была Москва. Это произошло в 2018 году. С тех пор департамент транспорта столицы каждый год формирует и утверждает планы по развитию таких сервисов совместно с ЦОДД, Госавтоинспекцией и операторами кикшеринга, которые заключили с городом договор оферты. А этот договор среди прочего содержит технические требования к электросамокатам, правила парковки и распределения парка по районам.

Как сообщили «Эксперту» в пресс-службе департамента транспорта Москвы, в прошлом году, когда электросамокаты как участники движения появились в ПДД (это тоже произошло в марте), на базе ЦОДД был создан специальный ситуационный центр для средств индивидуальной мобильности. Он координирует работу операторов аренды самокатов, велосипедов, а также сервисов курьерской доставки. Десять комплексов фотовидеофиксации в тестовом режиме выявляют нарушения ПДД.


За прошлый сезон специалисты центра выявили более 9,5 тыс. случаев перегруженности велопарковок, более 1 тыс. хаотично припаркованных СИМ и примерно столько же нарушений правил движения и парковки.


Москва служит ориентиром для развития сервисов аренды в других городах России. В числе первых, кто принял свою «дорожную карту», оказались Воронеж, Барнаул и Хабаровск. На очереди Якутск, Чита, Омск и Нижний Новгород.

Что говорит карта

По словам Сергея Карлова, администрации этих городов отличают проактивность и гибкость: «Это слаженные городские команды, заинтересованные в развитии микромобильности и одновременно готовые к разумным компромиссам с бизнесом». Важно и то, что, за исключением, пожалуй, Якутска и Читы, это все крупные города с населением от 600 тыс. до более чем 1 млн человек. Здесь уже есть четкий запрос на использование самокатов, причем по транспортному сценарию: для поездок между домом и офисом или до ближайшей остановки общественного транспорта. Типологически ситуация похожа на московскую, где свыше 85% поездок на самокатах тоже реализуют транспортный, а не рекреационный сценарий. По данным столичного департамента транспорта, их число каждый год растет больше чем в 2,5 раза. Так, в прошлом году москвичи и гости столицы совершили на арендованных электросамокатах свыше 64 млнпоездок. В 2022 году этот показатель составлял 26,3 млн поездок, в 2021-м — 8,6 млн, в 2020 — 2 млн. Не исключено, что и в других российских городах будет сходная прогрессия роста.

Наконец, помимо пользовательского запроса на развитие СИМ, во всех городах, с которыми подписаны «дорожные карты», имеются улицы достаточной ширины, чтобы разместить велополосы в составе проезжей части и велодорожки в пешеходных зонах.

Для организации велополос, велодорожек и парковок требуется доработка нормативного регулирования. Поскольку на федеральном уровне такого регулирования пока еще нет, муниципалитеты в рамках своих полномочий могут сами определять, как и где самокаты будут передвигаться и размещаться. Эти решения вполне могут потом лечь в основу нормативов более высокого уровня. Пока что в «дорожных картах» предлагается регулировать СИМ с помощью тех же знаков и разметки, которые используются в отношении автомобильного движения. Например, знак ограничения скорости с цифрой 20, 40 или 60 просто оснащается табличкой с цифрой 15 или 25 с указанием «Только для СИМ». То же самое — знаки парковки.

Следует понимать, что «дорожная карта» — это не нормативный документ, а всего лишь описание механизма взаимодействия между администрацией города, ГИБДД и оператором кикшеринга. Нормативным документом может служить постановление главы городской администрации по порядку движения и размещения самокатов на территориях общего пользования. В соответствии с ним и отрабатываются предложения по организации инфраструктуры. А уже после этого опробованные в пилотном режиме решения могут быть внедрены в региональные нормативы градостроительного проектирования.

Позиция администрации Воронежа изначально была направлена на диалог между органами местного самоуправления и операторами кикшеринга. Еще в 2021 году между профильным управлением транспорта и операторами кикшеринга, работающими в городе, было заключено соглашение о взаимодействии. Сегодня в рамках реализации „дорожной карты“ с компанией Whoosh предполагается определить места расположения парковок, места ограничения скорости и запрета движения. Итогом здесь станет интерактивная карта для жителей города. Еще одно направление работы — организация школ вождения для школьников и студентов. И, наконец, третье: по итогам нового сезона должны быть сформированы предложения по развитию инфраструктуры, повышающие безопасность использования средств индивидуальной мобильности. После этого уже можно будет говорить о полноценном встраивании СИМ в транспортную систему города
Максим Захаров, руководитель управления транспорта города Воронеж

Ученье — свет, а неученье — штраф

Если операторы кикшеринга используют ограничение в 25 км/ч и в целом с их стороны принято уже достаточно мер для повышения безопасности, то частных владельцев СИМ и курьеров, нарушающих ПДД и едущих по тротуарам со скоростью 50–70 км/ч, остается только штрафовать. Но сейчас контроля за исполнением норм не хватает. Думаю, денежных штрафов пока не будет. Ответственность за нарушения ПДД при пользовании СИМ хотя и внесена в КоАП, но сам механизм взимания штрафа с помощью комплекса фотовидеофиксации, как это происходит с автомобилями, пока не налажен. Операторы должны будут сами определить для себя систему штрафов. Возможно, это произойдет по известной присказке „Первый раз прощается, второй — запрещается, а на третий раз не пропустим вас“. Как бы то ни было, механизм сбора данных и передачи их операторам уже существует. Осталось решить, как с этой информацией нужно поступать
Алексей Смирнов, директор по развитию компании „STEP. Транспортные решения“

В департаменте транспорта Москвы со штрафами тоже пока не определились, но уже решено твердо: в этом сезоне операторы сервисов кикшеринга должны будут ввести в приложениях обязательные идентификацию и тестирование пользователей на знание ПДД, а также составлять их рейтинги, чтобы блокировать тех, кто систематически нарушает правила.

В целом культура поведения на дороге остается проблемой не только «симоводов».

Водители автомобилей редко проявляют к ним уважение и прижимают к краю проезжей части, а пешеходы не замечают нарисованную на тротуаре велополосу, особенно если этот пешеход — мама с коляской или человек, уткнувшийся в свой смартфон.

Все это нужно учитывать при проектировании инфраструктуры: потоки необходимо разделять, и лучше это делать физически или хотя бы в разметке с буфером.

Когда мы в прошлом году совместно с операторами кикшеринга проводили опрос пользователей СИМ, выяснилось, что запрос на инфраструктуру стоит очень остро: 83% „симоводов“ готовы уйти с тротуара, если появятся велополосы или велодорожки. Стоимость проектирования 1 км велоинфраструктуры составляет порядка 150–200 тыс. руб., нанесения разметки — около 115 тыс. руб
Алексей Смирнов, директор по развитию компании „STEP. Транспортные решения“

К началу нового сезона подготовились не только сервисы аренды СИМ. Зампред комитета Госдумы по промышленности и торговле Александр Спиридонов в конце марта выступил с предложением включить электросамокаты в «Концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года». Дело в том, что парк таких самокатов почти в десять раз превосходит парк электроавтомобилей (примерно 300 тыс. единиц против 40 тыс.). Это может стимулировать производство отечественных аккумуляторов и в целом зарядной инфраструктуры для электротранспорта.

«Инициатива подтверждает, что государство понимает важность этого вида транспорта и будет способствовать развитию индустрии, — заявили „Эксперту“ в пресс-службе Whoosh. — Это взвешенный и всесторонний подход, который мы поддерживаем. Ожидаем в дальнейшем появления новой „дорожной карты“ и конкретных мероприятий».

Без «дорожной карты», похоже, никуда. Причем уже не в фигуральном (регуляторном) смысле, а в самом буквальном: охват сети передвижений с использованием СИМ становится все больше. Хотя большинство поездок совершается по транспортному сценарию, рекреационного никто не отменял. Так, департамент транспорта Москвы реализует веломаршрут «Зеленое кольцо», который соединит зеленые зоны, метро, МЦД и МЦК по всей Москве. В прошлом году связали Тимирязевский парк с Лосиным островом за счет устройства велополос на улицах, соединяющих обе территории. В 2024 году продолжится строительство участка общей протяженностью более 60 км от Лосиного острова до станции метро «Профсоюзная». Велоинфраструктура «Зеленого кольца» в идеале сможет нивелировать разницу между рекреационным и транспортным сценариями поездки. И действительно, почему бы не останавливаться по настроению в парке, даже если куда-нибудь спешишь по делу?