Города-первопроходцы
Для Whoosh первым таким муниципалитетом стал Воронеж. Но не надо забывать, что первым городом России, где начали работать сервисы электросамокатов, была Москва. Это произошло в 2018 году. С тех пор департамент транспорта столицы каждый год формирует и утверждает планы по развитию таких сервисов совместно с ЦОДД, Госавтоинспекцией и операторами кикшеринга, которые заключили с городом договор оферты. А этот договор среди прочего содержит технические требования к электросамокатам, правила парковки и распределения парка по районам.
Как сообщили «Эксперту» в пресс-службе департамента транспорта Москвы, в прошлом году, когда электросамокаты как участники движения появились в ПДД (это тоже произошло в марте), на базе ЦОДД был создан специальный ситуационный центр для средств индивидуальной мобильности. Он координирует работу операторов аренды самокатов, велосипедов, а также сервисов курьерской доставки. Десять комплексов фотовидеофиксации в тестовом режиме выявляют нарушения ПДД.
За прошлый сезон специалисты центра выявили более 9,5 тыс. случаев перегруженности велопарковок, более 1 тыс. хаотично припаркованных СИМ и примерно столько же нарушений правил движения и парковки.
Что говорит карта
По словам Сергея Карлова, администрации этих городов отличают проактивность и гибкость: «Это слаженные городские команды, заинтересованные в развитии микромобильности и одновременно готовые к разумным компромиссам с бизнесом». Важно и то, что, за исключением, пожалуй, Якутска и Читы, это все крупные города с населением от 600 тыс. до более чем 1 млн человек. Здесь уже есть четкий запрос на использование самокатов, причем по транспортному сценарию: для поездок между домом и офисом или до ближайшей остановки общественного транспорта. Типологически ситуация похожа на московскую, где свыше 85% поездок на самокатах тоже реализуют транспортный, а не рекреационный сценарий. По данным столичного департамента транспорта, их число каждый год растет больше чем в 2,5 раза. Так, в прошлом году москвичи и гости столицы совершили на арендованных электросамокатах свыше 64 млнпоездок. В 2022 году этот показатель составлял 26,3 млн поездок, в 2021-м — 8,6 млн, в 2020 — 2 млн. Не исключено, что и в других российских городах будет сходная прогрессия роста.
Наконец, помимо пользовательского запроса на развитие СИМ, во всех городах, с которыми подписаны «дорожные карты», имеются улицы достаточной ширины, чтобы разместить велополосы в составе проезжей части и велодорожки в пешеходных зонах.
Для организации велополос, велодорожек и парковок требуется доработка нормативного регулирования. Поскольку на федеральном уровне такого регулирования пока еще нет, муниципалитеты в рамках своих полномочий могут сами определять, как и где самокаты будут передвигаться и размещаться. Эти решения вполне могут потом лечь в основу нормативов более высокого уровня. Пока что в «дорожных картах» предлагается регулировать СИМ с помощью тех же знаков и разметки, которые используются в отношении автомобильного движения. Например, знак ограничения скорости с цифрой 20, 40 или 60 просто оснащается табличкой с цифрой 15 или 25 с указанием «Только для СИМ». То же самое — знаки парковки.
Следует понимать, что «дорожная карта» — это не нормативный документ, а всего лишь описание механизма взаимодействия между администрацией города, ГИБДД и оператором кикшеринга. Нормативным документом может служить постановление главы городской администрации по порядку движения и размещения самокатов на территориях общего пользования. В соответствии с ним и отрабатываются предложения по организации инфраструктуры. А уже после этого опробованные в пилотном режиме решения могут быть внедрены в региональные нормативы градостроительного проектирования.
Ученье — свет, а неученье — штраф
В департаменте транспорта Москвы со штрафами тоже пока не определились, но уже решено твердо: в этом сезоне операторы сервисов кикшеринга должны будут ввести в приложениях обязательные идентификацию и тестирование пользователей на знание ПДД, а также составлять их рейтинги, чтобы блокировать тех, кто систематически нарушает правила.
В целом культура поведения на дороге остается проблемой не только «симоводов».
Водители автомобилей редко проявляют к ним уважение и прижимают к краю проезжей части, а пешеходы не замечают нарисованную на тротуаре велополосу, особенно если этот пешеход — мама с коляской или человек, уткнувшийся в свой смартфон.
Все это нужно учитывать при проектировании инфраструктуры: потоки необходимо разделять, и лучше это делать физически или хотя бы в разметке с буфером.
К началу нового сезона подготовились не только сервисы аренды СИМ. Зампред комитета Госдумы по промышленности и торговле Александр Спиридонов в конце марта выступил с предложением включить электросамокаты в «Концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года». Дело в том, что парк таких самокатов почти в десять раз превосходит парк электроавтомобилей (примерно 300 тыс. единиц против 40 тыс.). Это может стимулировать производство отечественных аккумуляторов и в целом зарядной инфраструктуры для электротранспорта.
«Инициатива подтверждает, что государство понимает важность этого вида транспорта и будет способствовать развитию индустрии, — заявили „Эксперту“ в пресс-службе Whoosh. — Это взвешенный и всесторонний подход, который мы поддерживаем. Ожидаем в дальнейшем появления новой „дорожной карты“ и конкретных мероприятий».
Без «дорожной карты», похоже, никуда. Причем уже не в фигуральном (регуляторном) смысле, а в самом буквальном: охват сети передвижений с использованием СИМ становится все больше. Хотя большинство поездок совершается по транспортному сценарию, рекреационного никто не отменял. Так, департамент транспорта Москвы реализует веломаршрут «Зеленое кольцо», который соединит зеленые зоны, метро, МЦД и МЦК по всей Москве. В прошлом году связали Тимирязевский парк с Лосиным островом за счет устройства велополос на улицах, соединяющих обе территории. В 2024 году продолжится строительство участка общей протяженностью более 60 км от Лосиного острова до станции метро «Профсоюзная». Велоинфраструктура «Зеленого кольца» в идеале сможет нивелировать разницу между рекреационным и транспортным сценариями поездки. И действительно, почему бы не останавливаться по настроению в парке, даже если куда-нибудь спешишь по делу?