КОММЕНТАРИЙ

«Транспортный каркас Казани должен работать как единый организм»

Весомая часть маршрутов столицы до сих пор нуждаются в доработке. Все больше казанцев пересаживаются с общественного транспорта на автомобили, из-за чего теряется его рентабельность.
Транспортная инфраструктура в городской среде сталкивается с множеством проблем, которые нередко оказывают негативное влияние на жизнь горожан и благополучное развитие столицы. Среди них пробки и перегруженность дорожной сети - проблема, которая приводит к задержкам, потере времени и стрессу для водителей и пассажиров; недостаток общественного транспорта; неблагоприятная экологическая ситуация; недостаточная безопасность на дорогах и доступность для людей с ограниченными возможностями. Все они требуют комплексного подхода, ведь для решения необходимо учитывать множество факторов, таких как экология, безопасность, доступность и экономическая эффективность. Существующие «болевые точки» решили обсудить на архитектурно-градостроительной конференции в рамках весенних стратегических семинаров «Диалоги».
Мы все вкладываем душу и сердце в развитие города. Все переживаем за его развитие и хотели бы, чтобы он был самым комфортным городом на Земле. Мы не хотим отсюда уезжать, поэтому я призываю каждого жителя внимательнее присматриваться к недостаткам Казани. Многие маршруты действительно нуждаются в доработке
Ильсияр Тухватуллина, главный архитектор Казани
На строительство дорожной инфраструктуры города выделено 28 млрд, в то время как на развитие общественного транспорта – 0,4 млрд рублей. По результатам опроса о состоянии транспортной системы города 50% горожан предпочитают передвигаться в Казани на автомобилях, 31,2% - на общественном транспорте, 15,8% ходят пешком и всего 3% используют велосипед. По словам Тухватуллиной, данные показатели существенно отличаются от желаемых, ведь за один раз автобус может перевезти до 70 человек. Однако из-за несовершенных транспортных развязок и ради экономии времени с каждым годом город набивается все большим числом личных авто. К счастью, для изменения транспортной инфраструктуры порой необходимы не слишком глобальные перемены. Например, в одном месте подрисовать пешеходный переход, а в другом – добавить небольшой пандус. Улучшить среду могут и сами горожане, всего лишь обратившись в Институт развития города с собственным замечанием.
Если мы хотим создать комфортную среду для людей всех страт, возрастов, поколений и профессий, то мы в любом случае должны развивать общественный транспорт. Это одна из важнейших отраслей городского хозяйства. За последние пять лет мы потеряли порядка 40 млн пассажиров в год. Но за тот же период мы получили 40 тысяч автомобилей в год. Для того, чтобы сделать транспорт комфортным для горожан, мы должны найти деньги на его субсидирование. Экономически обоснованный тариф в Казани – 70 рублей. Работу общественного транспорта выручка из карманов пассажиров обеспечить точно не может. Общественный транспорт – это социальная функция государства, которая должна датироваться. Если же говорить о перестройке транспорта в целом, то мы рассматриваем его как единую систему независимо от перевозчика или вида. Транспортный каркас должен работать как единый организм
Ильдар Шакиров, заместитель руководителя исполнительного комитета города Казани по вопросам транспорта, экономического развития и торговли
В свою очередь директор по развитию компании STEP Алексей Смирнов из Москвы упомянул, что Институт развития города Казани представил новый подход к развитию улично-дорожной сети, который поможет значительно улучшить ситуацию.
Сегодня в Казани необходимо обратить внимание на развитие системы общественного транспорта, обновленная модель его работы, которая позволит разгрузить автомагистрали и решить существующие проблемы. Для совершенствования городской системы важен опыт других регионов. Очень радует, что Казань активно развивает велоинфраструктуру. В этом сезоне мы запускаем в Москве 60 километров велополос, разработанных компанией STEP. Казань планирует запустить 30 километров велодорожек. Развитие велоинфраструктуры является важной частью более глобальной и насущной задачи по улучшению транспортной доступности: это и увеличение связанности районов, и приспособление ее к новым и разнообразным видам мобильности, позволяющим диверсифицировать способы передвижения
Алексей Смирнов, директор по развитию Студии транспортного проектирования STEP
Для совершенствования городской системы важен опыт и других регионов. Например, в Санкт-Петербурге была произведена большая работа по созданию скоростных магистралей, что позволило вывезти основной транзитный транспорт из центральной части города.
Магистрали, которые построены по Финскому заливу, позволяют освободить береговые линии, отдавая их для отдыха и экологического каркаса, формирующегося сегодня. Наша задача – создать комфортные условия для всех, кто проживает на данной территории, включая братьев наших меньших. Все они нуждаются в непрерывных экологических пешеходных маршрутах. Сегодня мы имеем возможность создавать не только общественные пространства, но и экологические тропы и зоны отдыха вдоль береговых линий, где преобладает природная составляющая. Это позволяет нам говорить о новом качестве городской среды
Лариса Каннуникова, заместитель председателя комитета по благоустройству Санкт-Петербурга
Безопасность дорожного движения – это ключевой приоритет транспортной системы. Здесь речь идет о приведении ширины полос движения к 3-3,5 метра, организации переходов в местах пешеходных потоков, островках безопасности, контрастном освещении переходов, организации трамвайных остановочных платформ, а также регулировании пешеходных переходов через три и более полос движения.
С 2015 года нами было благоустроено более 400 улиц. При разработке транспортных схем мы ориентируемся на интенсивность транспортных и пешеходных потоков, исследуем аварийность, изучаем задержки общественного транспорта. У нас есть четыре основных приоритета. В первую очередь это безопасность дорожного движения. Далее – повышение приоритета и удобств общественного транспорта, развитие пешеходной инфраструктуры и обеспечение пропускной способности перекрестков. При реализации транспортной схемы очень важно межкомплексное взаимодействие властей. Тот, кто строит, должен детально понимать, что он строит
Федор Алексеенков, начальник отдела разработки транспортных схем Центра организации дорожного движения Правительства Москвы
Любопытно, что в последние десятилетия, когда мы говорим про градостроителей, то подразумеваем людей, которые занимаются не столько строительством новых городов, сколько развитием или реконструкцией уже сложившихся населенных пунктов. Это связано с тем, что в настоящее время города сталкиваются с множеством проблем. Как пример - перенаселение, загрязнение окружающей среды, проблемы транспорта и доступности, социальная изоляция.
Сегодня градостроительство - это сложный и многогранный процесс, который включает в себя не только проектирование и строительство зданий, но и разработку инфраструктуры, организацию общественного транспорта, создание зеленых зон и парков, улучшение качества жизни горожан и многое другое. Важно, чтобы градостроительство было направлено на создание городов, которые могли бы способствовать благополучию и удовлетворенности как можно большего числа жителей. А достигнуть этого можно только через тесное сотрудничество с городскими властями, горожанами и другими заинтересованными сторонами. Только так реально создать города, которые будут отвечать потребностям граждан и соответствовать вызовам нашего времени.