Я бы сказал, что как таковых препятствий для развития отрасли нет, скорее, они есть в умах общественности. Нас часто пугает то, что неизвестно или является новым. На самом деле внедрение технологий беспилотного транспорта способно существенно сократить аварийность и смертность на дорогах, повысить качество дорожного движения, улучшить ситуацию с загруженностью дорог. Беспилотные авто позволяют избежать человеческого фактора — главной причины ДТП. Кроме того, по прогнозам, при развитии беспилотного транспорта на 25 % может снизиться количество заторов в крупных городах, на 20 % возрасти средняя скорость движения и на 40 % уменьшиться расход топлива. Если оценить общее снижение расходов на 1 км пути, то для беспилотного такси оно может составить до 80 %, для личного автомобиля до 50 %, а для наземного общественного транспорта до 40 %.
Но есть нюанс — устоявшаяся инфраструктура современных городов: важно, чтобы беспилотники подстраивались под наши города. Соответственно, инфраструктура должна обеспечить стабильную связь, например 5G, для того чтобы все устройства могли обмениваться информацией и данными о месте нахождения.
Как известно, «умный» автомобиль может взаимодействовать через сеть с окружающей средой и объектами следующим образом: автомобиль-автомобиль (система vehicle-to-vehicle V2V), автомобиль-инфраструктура (vehicle-to-infrastructure, V2X), автомобиль-пешеход (vehicle-to-pedestrian, V2P), автомобиль-устройство (vehicle-to-device, V2D), автомобиль с сотовой сетью (Vehicle-to-Net, C-V2X), автомобиль-электросеть (vehicle-to-grid, V2G ). Система V2P, например, подразумевает, что автомобиль выявляет частотный диапазон смартфонов, которыми пользуются пешеходы, и может оценить скорость и направление движения людей, чтобы подать сигнал об опасности как водителю, так и пешеходу. Развитие технологий автономного вождения подразумевает и совершенствование всех этих систем, и новые требования к плотности датчиков ИТС и их возможностям передачи информации, и внедрение искусственного интеллекта на дорогах. Это также повлечет за собой развитие технологий кибербезопасности, в том числе телематических сервисов, бесключевого доступа, ЭБУ, API-интерфейсов, мобильных приложений, зарядной инфраструктуры.
Такие автомобили гипотетически могут появиться. С другой стороны, отсутствие руля и зеркал не позволит человеку принять управление на себя в случае какой-то чрезвычайной ситуации. Обозначенные сроки вполне реальны, на мой взгляд.
В целом развитие отрасли аэротакси — это способ занять еще одну нишу, еще одно измерение в городе для перемещений, и достаточно хорошее направление. Я считаю, что эти изменения позитивны. С другой стороны, есть вопросы к регулированию рынка и ситуации на дорогах.
Важно сначала отточить все организационные моменты, внести изменения в правовое регулирование: пока, например, непонятно, кто несет ответственность, если, скажем, обычный беспилотный робот-доставщик выедет на проезжую часть и спровоцирует аварию. А потом заниматься развитием инфраструктуры. В целом это как с электросамокатами: сначала никто ничего не понимал, потом потихоньку приноровились, теперь думаем, как создать инфраструктуру. Главное — понимать, что остановить этот процесс нельзя: беспилотники все равно станут часть нашей жизни, изменят и наше транспортное поведение, и образовательные и профессиональные стандарты, и структуру занятости населения.
Конечно же, быстрее будут аэромобили, потому что в воздухе меньше ограничений для передвижений. Да, аэромобиль может подняться на определенную высоту и летать там, где ему никто не будет мешать. В то время как беспилотное авто двигается по улицам и перекресткам города, и на его скорость и перемещение накладывает свой отпечаток транспортная ситуация. Плюс в городе, конечно же, есть другие участники автодвижения — автомобилисты, пешеходы, — поведение которых может стать ограничивающими факторами.
Если пофантазировать, то в 2051 году в городе не останется автомобилей и вообще любых транспортных средств, которые бы управлялись человеком. Вся транспортная инфраструктура города будет самостоятельной и автономной. При этом работать она будет под контролем диспетчеров и ситуационных центров.