ИНТЕРВЬЮ
Беспилотный транспорт — будущее, которое уже наступило
Продолжаем обсуждать с экспертами тему транспорта будущего. На этот раз о беспилотниках, инфраструктуре городов, успехах и проблемах отрасли поговорили с Алексеем Смирновым, директором по развитию компании «STEP. Транспортные решения», аттестованным специалистом по системе оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов IRIIS, участником ISOCARP («Международное общество городских и региональных планировщиков»), магистром прототипирования городов будущего.
— Алексей, как вы оцениваете развитие беспилотного транспорта в мире, в нашей стране?
Развитие беспилотного транспорта в мире идет довольно быстрыми темпами. Время достижения цифровой зрелости в этой области в нашей стране оценивается в пять лет, а через десятилетие прогнозируется активное внедрение беспилотных авто в повседневную жизнь. Уже сегодня мы видим примеры работы беспилотных такси и грузового транспорта, автомобили Tesla успели покорить не только американских, но и российских автолюбителей. Это пока новое для России явление, которое активно изучают в Сколково и Иннополисе, но, как мы знаем, по трассе М-11 уже ездят беспилотные грузовики, для которых созданы специальные условия. Так что это будущее, которое уже наступило.
— Что является основным препятствием в развитии отрасли? Как должна измениться инфраструктура городов, чтобы беспилотники вписались в нашу жизнь?

Я бы сказал, что как таковых препятствий для развития отрасли нет, скорее, они есть в умах общественности. Нас часто пугает то, что неизвестно или является новым. На самом деле внедрение технологий беспилотного транспорта способно существенно сократить аварийность и смертность на дорогах, повысить качество дорожного движения, улучшить ситуацию с загруженностью дорог. Беспилотные авто позволяют избежать человеческого фактора — главной причины ДТП. Кроме того, по прогнозам, при развитии беспилотного транспорта на 25 % может снизиться количество заторов в крупных городах, на 20 % возрасти средняя скорость движения и на 40 % уменьшиться расход топлива. Если оценить общее снижение расходов на 1 км пути, то для беспилотного такси оно может составить до 80 %, для личного автомобиля до 50 %, а для наземного общественного транспорта до 40 %.


Но есть нюанс — устоявшаяся инфраструктура современных городов: важно, чтобы беспилотники подстраивались под наши города. Соответственно, инфраструктура должна обеспечить стабильную связь, например 5G, для того чтобы все устройства могли обмениваться информацией и данными о месте нахождения.


Как известно, «умный» автомобиль может взаимодействовать через сеть с окружающей средой и объектами следующим образом: автомобиль-автомобиль (система vehicle-to-vehicle V2V), автомобиль-инфраструктура (vehicle-to-infrastructure, V2X), автомобиль-пешеход (vehicle-to-pedestrian, V2P), автомобиль-устройство (vehicle-to-device, V2D), автомобиль с сотовой сетью (Vehicle-to-Net, C-V2X), автомобиль-электросеть (vehicle-to-grid, V2G ). Система V2P, например, подразумевает, что автомобиль выявляет частотный диапазон смартфонов, которыми пользуются пешеходы, и может оценить скорость и направление движения людей, чтобы подать сигнал об опасности как водителю, так и пешеходу. Развитие технологий автономного вождения подразумевает и совершенствование всех этих систем, и новые требования к плотности датчиков ИТС и их возможностям передачи информации, и внедрение искусственного интеллекта на дорогах. Это также повлечет за собой развитие технологий кибербезопасности, в том числе телематических сервисов, бесключевого доступа, ЭБУ, API-интерфейсов, мобильных приложений, зарядной инфраструктуры.

Думаю, уже в самом ближайшем будущем москвичи смогут почувствовать себя героями фильма «Пятый элемент», сев в беспилотное такси. Морально мы не готовы к таким переменам, хотя уже можем эффективно использовать подобные транспортные средства.
— Помните, когда-то Илон Маск обещал авто без руля и зеркал? Такие авто могут появиться в ближайшие 10–15 лет? И где?

Такие автомобили гипотетически могут появиться. С другой стороны, отсутствие руля и зеркал не позволит человеку принять управление на себя в случае какой-то чрезвычайной ситуации. Обозначенные сроки вполне реальны, на мой взгляд.

— Как вы относитесь к развитию направления аэротакси, аэромобилей? Как оцениваете развитие этой отрасли?

В целом развитие отрасли аэротакси — это способ занять еще одну нишу, еще одно измерение в городе для перемещений, и достаточно хорошее направление. Я считаю, что эти изменения позитивны. С другой стороны, есть вопросы к регулированию рынка и ситуации на дорогах.

— Что должно поменяться?

Важно сначала отточить все организационные моменты, внести изменения в правовое регулирование: пока, например, непонятно, кто несет ответственность, если, скажем, обычный беспилотный робот-доставщик выедет на проезжую часть и спровоцирует аварию. А потом заниматься развитием инфраструктуры. В целом это как с электросамокатами: сначала никто ничего не понимал, потом потихоньку приноровились, теперь думаем, как создать инфраструктуру. Главное — понимать, что остановить этот процесс нельзя: беспилотники все равно станут часть нашей жизни, изменят и наше транспортное поведение, и образовательные и профессиональные стандарты, и структуру занятости населения.

— Что будет быстрее: беспилотные авто или аэромобили?

Конечно же, быстрее будут аэромобили, потому что в воздухе меньше ограничений для передвижений. Да, аэромобиль может подняться на определенную высоту и летать там, где ему никто не будет мешать. В то время как беспилотное авто двигается по улицам и перекресткам города, и на его скорость и перемещение накладывает свой отпечаток транспортная ситуация. Плюс в городе, конечно же, есть другие участники автодвижения — автомобилисты, пешеходы, — поведение которых может стать ограничивающими факторами.

— Каким будет в этом плане 2051 год?

Если пофантазировать, то в 2051 году в городе не останется автомобилей и вообще любых транспортных средств, которые бы управлялись человеком. Вся транспортная инфраструктура города будет самостоятельной и автономной. При этом работать она будет под контролем диспетчеров и ситуационных центров.