В 2004-м году в качестве эксперимента построили монорельс, соединивший станцию метро «Тимирязевская» и ВДНХ. Он задумывался, как часть инфраструктуры «Экспо-2010», которую столица так и не приняла.
Пассажиров оказалось мало и транспорт стал убыточным. В 2018 году
заговорили об остановке движения и модернизации этого пространства. Затем пришла пандемия и сокращение бюджета на программу благоустройства в Москве. В 2020 году
уменьшили число поездов и перевели его в «экскурсионный» режим: сейчас курсируют два состава раз в 30 минут.
Содержание системы обходится городу дорого: при цене билета примерно в 75 рублей, себестоимость одной поездки
составляет 1500 рублей. При этом составы устарели, а сами конструкции дороги требуют ремонта. Это
потребует еще 20 миллиардов, которые стоит добавить к ежегодным затратам на содержание,
превышающим 800 миллионов рублей.
Очевидно, что монорельс не оправдывает себя и нуждается в изменениях. В мировой практике наиболее успешными проектами модернизации транспортной инфраструктуры стали те, которые плотно интегрированы в городскую жизнь. Они связывают районы в местах, где эта связь сложилась исторически, обходя городскую застройку.
Часто они обладают исторической ценностью и восполняют недостаток общественных пространств и инфраструктуры, для которых не осталось места «на земле». Может ли что-то сделать реконструированный Московский монорельс успешным проектом? Парк ли это или что-то еще?