ИНТЕРВЬЮ
Пробки в Нижнем Новгороде — навсегда? Поговорили с экспертом, какими методами власти должны решить главную проблему
Каждый день нижегородцы часами стоят в пробках. Это не только потеря времени, но и денег (вспомните цены на такси, особенно в часы пик) — и всё из-за географических особенностей и застройки Нижнего Новгорода. В том же историческом центре нельзя снести или передвинуть дома, как не удастся проложить широкие магистрали.
NN.RU поговорил с Алексеем Смирновым, директором по развитию компании «STEP. Транспортные решения» и экспертом в области развития транспортных систем городов, агломераций и регионов. Он рассказал, что можно изменить в Нижнем Новгороде ради лучшей жизни.
Главной причиной пробок, по мнению эксперта, является сама концепция развития Нижнего Новгорода. Советские города закладывались на более низкий уровень автомобилизации, но теперь времена изменились и на тысячу жителей приходится около 300 автомобилей.
Необходимо развивать альтернативу, в первую очередь, перевести модальный сплит в сторону общественного транспорта. Это позволит людям пересесть на него с личных автомобилей, тем самым снизив нагрузку на улично-дорожную сеть
Алексей Смирнов, директор по развитию "STEP. Транспортные решения"
Модальный сплит
процентное соотношение между группами жителей города, пользующихся разными видами транспорта: личным и общественным.
Взять и издать один указ, росчерком пера поборов проблему, невозможно. Для этого надо сформировать эффективную маршрутную сеть с приоритетными магистральными направлениями, удобными пересадками и выделенными полосами. Это позволит общественному транспорту быть более конкурентноспособным, поскольку многие все-таки предпочитают личные автомобили из-за комфорта и удобства.
Должен быть обновлен подвижной состав, проработаны тарифы, предусмотрены варианты одностороннего движения. Для всех этих целей можно использовать технологию компьютерного моделирования
Алексей Смирнов, директор по развитию "STEP. Транспортные решения"
За последние годы в Нижнем Новгороде действительно начали появляться выделенки для общественного транспорта. Также власти региона пару лет назад заявили о введении новой маршрутной сети: «ненужные» маршруты отменили, у других изменили пути следования, чтобы не было «двойников». Однако на текущем этапе все эти меры не привели к улучшению ситуации (если не сказать, что стало только хуже). В период губернаторства Никитина столица Приволжья получила сотни новых автобусов, власти лишили лицензии ряд частников, забрав себе их маршруты, но жители продолжают называть проблему с общественным транспортом одной из главных. В городе наблюдается серьезный дефицит водителей: «Нижегородпассажиравтотрансу» не хватает несколько сотен сотрудников, — и эту загвоздку не удается решить годами.

Многие специалисты рассматривают в качестве оптимального вида транспорта трамвай. Среди плюсов — высокая провозная способность, экологичность, долгий срок службы и безопасность. Однако есть и подводные камни: дороговизна и обустройство инфраструктуры. Тем не менее в Нижнем Новгороде пару лет назад начали масштабнейшую программу по обновлению электротранспорта: власти региона заявили, что до 2026 года обновят все трамвайные пути в городе и приобретут 170 новых вагонов. «МиНиНы», которые производят в Ворсме вместе с белорусскими специалистами, уже курсируют в столице Приволжья. Однако, чтобы дать объективную оценку проделанной работе, жителям остается ждать завершения крупного проекта.

Другой экологичный вид транспорта — электробусы, которые пару месяцев назад начали появляться на улицах Нижнего Новгорода. Власти приобретают их вместо «убитых» троллейбусов. Тут тоже не всё так гладко: нужно строить станции зарядки, переоборудовать троллейбусные депо под электробусы, ведь они требуют наличия энергосетей с большой мощностью. Говоря о стабильности на дорогах и выполнении временных интервалов, ситуацию обременяет ограниченная дальность хода и снижение заряда батареи зимой. Однако нижегородцам следует дождаться, когда все единицы транспорта поступят в город, чтобы оценить их (не)удобство на практике.

В теплые месяцы, как считает Алексей Смирнов, есть еще одно решение (которое вряд ли понравится нижегородцам) — электросамокаты. Многие уже используют кикшеринг как способ перемещения между остановками. Самокаты существенно разгружают дороги и занимают, по словам эксперта, в разы меньше площади, чем движущийся автомобиль.

Теперь немного о радикальных методах. Некоторые нижегородцы уже годами предлагают запретить личный транспорт в исторической части города. Такой подход решит проблему пробок, но создаст гораздо более серьезные:
Инициатива по запрету использования автомобилей в исторической части города понятна. Это действительно может исправить ситуацию: нет машин — нет пробок. Плюс чистота, эстетика. Но на этих территориях всё же есть резиденты, они там живут, есть офисы, которые будут работать, есть доставка.

Как вариант — сделать въезд по пропускам для жителей, работников и курьеров. Однако это слишком сложная задача, а доставка товаров и подъезд к домам и офисам только усугубит ситуацию, что вызовет социальный конфликт. Гораздо надежнее изменить улично-дорожную сеть, последуя примеру Москвы.

Столичный опыт показывает, что при должном развитии общественного транспорта и при работе с улично-дорожной сетью получится не только повысить скорость движения потока, но и снизить аварийность. Вспомним Садовое кольцо, стоящее до реконструкции в бесконечных пробках. Главной идеей транспортных преобразований было создание единого профиля дороги, чтобы убрать все «бутылочные горлышки». Расширить самые узкие места — мосты и тоннели — было невозможно, поэтому в ходе благоустройства излишнюю ширину дороги на ряде участков отдали под дублеры с парковками, пешеходное пространство.
Алексей Смирнов, директор по развитию "STEP. Транспортные решения"
Эксперт резюмировал, что если нижегородские специалисты возьмутся за столичный опыт в соответствующих масштабах, то шанс лишить город регулярных заторов есть. Нужно пробовать менять профиль улиц, чтобы улучшить движение автотранспорта на них, а также работать над завершением текущих транспортных проектов.