КОММЕНТАРИЙ
Надвое стояли: в ГД предложили уменьшить штрафы за неоплату парковки при досрочном погашении
В России может появиться скидка при досрочной оплате штрафа за неоплаченную парковку. С такой инициативой выступили в Госдуме. Мера позволит повысить дисциплинированность водителей, не исключают эксперты. Финансовые последствия, по их мнению, могут быть двоякими — такая скидка может привести к сокращению доходов региональных бюджетов, но также способна помочь сформировать более ответственное отношение к оплате штрафов. «Известия» разбирались, нужно ли смягчать наказание.
Устранить несправедливость
В Госдуме предложили давать скидку в 50% при досрочной оплате штрафа за неоплаченную парковку. Соответствующие изменения могут внести в Кодекс об административных правонарушениях.Законопроект внесен в нижнюю палату парламента.
Напомним, сегодня в России действует скидка при досрочной оплате штрафов за нарушение ПДД, установленных на федеральном уровне. Наказание за неоплаченную парковку устанавливается на региональном уровне, на него эта мера не распространяется.

«Наиболее массовыми и социально значимыми штрафами, на которые не распространяется скидка в 50% в случае их ускоренной оплаты, являются штрафы за несоблюдение порядка внесения платы за размещение транспортных средств на платных городских парковках, предусмотренные законодательством субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях», — отмечается в пояснительной записке к проекту закона.

Широкое применение этого вида штрафа, по мнению авторов инициативы, объясняется небольшим временным интервалом, отведенным на оплату парковки, — всего пять минут. И нередко водители просто не успевают сделать это, в том числе по техническим причинам. К ответственности за данное правонарушение привлекаются даже граждане, просрочившие оплату всего на одну секунду.

«Массовому характеру назначения штрафов способствует и высокий уровень автоматизации отслеживания этого вида правонарушений, использование при этом средств фото- и видеофиксации, работающих в автоматическом режиме», — подчеркивается в документе. При этом иногда бывает затруднена видимость дорожных знаков и разметки, обозначающих платные парковки.

Для восполнения этого пробела в законодательстве парламентарии предлагают внести изменения в КоАП РФ, предусматривающие распространение льготного периода уплаты административного штрафа со скидкой 50% на данный вид правонарушений.

Авторы инициативы предупреждают, что принятие законопроекта может привести к снижению доходов региональных бюджетов в связи с предоставлением скидки. Однако поступления могут также и вырасти благодаря повышению собираемости штрафов и снижению расходов на их принудительное взыскание.

«Влияние новации на рост или снижение доходов региональных бюджетов в значительной степени может зависеть от уровня урбанизации и других особенностей субъектов Российской Федерации», — резюмируется в документе.

В случае принятия закон может вступить в силу с 1 сентября 2024 года.
Доказанный эффект
Уравнивание правонарушений в части возможности оплаты всех категорий штрафов со скидкой, безусловно, соответствует общим принципам законности и справедливости, полагает руководитель Центра правопорядка в Москве и Московской области, юрист Александр Хаминский.
Конституция РФ предполагает равенство всех перед законом, недопустимость произвольного изменения объема прав и обязанностей.
Однако на сегодняшний день сложилась такая ситуация, что за нарушение правил дорожного движения, установленных федеральным законодателем, гражданин имеет право получить 50-процентную скидки за уплату штрафа в срок до 20 дней, а за нарушение правил, установленных законодателем субъекта РФ, такая скидка не предусмотрена
Александр Хаминский, руководитель Центра правопорядка в Москве и Московской области
При этом нарушение федеральных ПДД, как правило, связано с непосредственным риском для жизни и здоровья неопределенного круга лиц (нарушение скоростного режима, проезд на красный свет и так далее), в то время как нарушение правил парковки такой непосредственной угрозы не несет, считает эксперт.
То есть выделение данной категории правонарушений не оправдано ее общественной опасностью
Александр Хаминский, руководитель Центра правопорядка в Москве и Московской области
Актуальность такой инициативы подтверждает всесторонний анализ с учетом экономических, правовых и социальных аспектов, уверен юрист-международник, член Ассоциации юристов России Вадим Петров.
С точки зрения развития дисциплины у водителей, ввод скидок может иметь положительный эффект, не исключает он. Российская практика показывает, что аналогичная мера для других видов административных правонарушений, таких как превышение скорости, привела к значительному увеличению собираемости штрафов.
Согласно данным МВД России, после введения скидок собираемость штрафов за нарушение ПДД достигла 70–80%. Это позволяет предположить, что аналогичная мера для штрафов за парковку может повысить их собираемость до аналогичного уровня
Вадим Петров, юрист-международник, член Ассоциации юристов России
Подтверждает, по его словам, эффективность таких мер и международный опыт. Системы скидок на штрафы за парковку при быстрой оплате существуют в Великобритании и Испании. Их применение способствует повышению дисциплины водителей и снижению административных издержек.
Комплексный подход
Ввод скидки на оплату штрафа за неоплату парковки выглядит как очередной шаг в поддержку автомобилистов, права которых, по мнению депутатов, существенно ущемляются, отмечает директор по развитию компании «STEP. Транспортные решения», участник рабочей группы Общественной палаты РФ по поправкам в ПДД Алексей Смирнов. Штраф за неоплату парковки в 5 тыс. рублей, установленный в Москве, считается одним из самых высоких. При этом получить его можно по чистой случайности, без злого умысла. Однако эффективность предложенной меры вызывает серьезные вопросы, подчеркивает эксперт.
Платная парковка — инструмент управления спросом на парковочное пространство и регулирования использования личного транспорта в городе. Для полноценного функционирования такой системы необходимо параллельное развитие качественного общественного транспорта и инфраструктуры микромобильности, что и происходило в Москве последние годы. Причем бюджет на эту инфраструктуру пополняется в том числе и из оплаты парковок
Алексей Смирнов, директор по развитию компании «STEP. Транспортные решения»
Для сокращения числа правонарушений, связанных с неоплатой парковок, необходимо обратить внимание на недоработанную систему штрафов, полагает генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев. За неоплату дополнительных 15 минут парковки оштрафуют в том же объеме, что и водителя, не платившего вовсе.
При этом в приложении нечасто, но возникают ошибки (из-за сбоя GPS и т.п.). В итоге фиксируется правонарушение, произошедшее не по вине водителя, но оспаривать незаслуженный штраф в суде он не будет, потому что за восстановление справедливости заплатит больше, потратив время, нервы, бензин
Дмитрий Матвеев, генеральный директор компании «Мой Автопрокат»
Необходимо также уделить достаточно внимания проблеме общественного транспорта, убежден он. Особенно это актуально для городов, в которых нет метро.
Как правило, чем хуже в городах ситуация с общественным транспортом (изношенный автопарк, время ожидания на остановках от 40 минут до часа), тем выше рост количества легковых автомобилей. Людям надо на чем-то ездить, и они покупают машины
Дмитрий Матвеев, генеральный директор компании «Мой Автопрокат»
А это, по его словам, ведет к перегрузке дорог и пробкам, переполненным машинами спальным районам городов, проблеме с нехваткой парковочных мест и так далее.
Научить дисциплине
При этом в некоторых зонах Москвы с высокой стоимостью парковки уменьшенный штраф может оказаться более выгодным, чем оплата парковки в течение рабочего дня, допускает Алексей Смирнов.
Это может привести к росту числа нарушений, так как штраф должен быть достаточно высоким, чтобы стимулировать водителей оплачивать парковку легальным способом. В итоге, вероятно, увеличится количество правонарушений и штрафов, но может снизиться собираемость платы за парковки
Алексей Смирнов, директор по развитию компании «STEP. Транспортные решения»
Возможность применения скидки в размере 50% будет стимулировать часть недобросовестных граждан не платить за парковку вообще из надежды на то, что нарушение не будет зафиксировано, согласен Александр Хаминский.
А в случае если штраф все-таки будет выписан, его размер фактически будет в два раза меньше, чем был раньше
Александр Хаминский, руководитель Центра правопорядка в Москве и Московской области
Впрочем, современные исследования показывают, что основным фактором развития дисциплины у водителей является не столько размер штрафа, сколько факт его неотвратимости и быстрота взыскания, подчеркивает Вадим Петров.
Введение скидок может способствовать формированию более ответственного отношения к оплате штрафов, так как водители будут заинтересованы в быстрой оплате для получения финансовой выгоды
Вадим Петров, юрист-международник, член Ассоциации юристов России
Полезное новшество
Финансовые последствия от установления скидок на оплату штрафов за неоплаченные парковки могут быть двоякими, считает Вадим Петров. С одной стороны, снижение суммы каждого отдельного штрафа может показаться потерей доходов для бюджета.
С другой стороны, повышение собираемости штрафов может компенсировать эту потерю. По данным позапрошлого года, собираемость штрафов за неоплату парковки в крупных городах России составляла около 50–60%. Введение скидок может увеличить этот показатель до 70–80%, что потенциально компенсирует снижение суммы каждого отдельного штрафа
Вадим Петров, юрист-международник, член Ассоциации юристов России
Сейчас сложно прогнозировать, как введение указанной нормы отразится на собираемости штрафов и объемах поступления, полагает Александр Хаминский. Однако государство в любом случае должно получить право на компенсацию расходов и издержек, потраченных на взыскание штрафов с недобросовестных автомобилистов.
В этом случае можно будет говорить о балансе частных и публичных интересов и повышении собираемости штрафов в бюджеты всех уровней
Александр Хаминский, руководитель Центра правопорядка в Москве и Московской области
Если нормы нового законопроекта будут реализованы успешно, а базовые показатели собираемости достигнуты, доходы от штрафов останутся стабильными или даже увеличатся за счет повышения дисциплины плательщиков, не исключает Петров.
Однако для достижения максимального эффекта необходимо сопровождать эту меру информационными кампаниями и анализировать ее влияние на правовую культуру и уровень правонарушений
Вадим Петров, юрист-международник, член Ассоциации юристов России