КОММЕНТАРИЙ
В ПФО повышают цены на проезд, но эксперты уверены: всех проблем это не решит
Парад роста цен на проезд в общественном транспорте произошел этим летом в ПФО: в июне-июле стоимость услуг выросла в половине регионов. Всего же в текущем году цены на перевозки пассажиров изменились в десяти из 14 приволжских субъектов РФ. Власти и транспортники указывают в качестве причин изношенность парка, рост стоимости ГСМ и кадровый голод, а эксперты называют повышение платы мерой скорее выживания, чем развития.
Все выше...
Стоимость и "шаги" ее роста во всех городах отличаются. Наиболее заметное увеличение произошло в Кирове - с 30 до 40 рублей.
Самый высокий абсолютный показатель оказался в Казани, сейчас это 42 рубля наличными и 38 по карте (+6 и +3 рубля). В Йошкар-Оле цена проезда повышалась дважды - 1 января стоимость проезда в троллейбусах увеличилась до 29 рублей при оплате наличными и до 26 рублей по безналу. 1 июля было решено добавить еще по три рубля за билеты уже на весь городской транспорт. Цены выросли весной в Перми и Саратове, летом - в Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Саранске, Ижевске, Уфе. В большинстве городов платить безналом дешевле. Но, например, в Кирове и Перми, а теперь и в Ижевске - цена одинакова.
Кадры в дефиците
Регионы разные - а причины повышения цены на проезд везде одинаковые. Так, в Удмуртии власти указывают на необходимость индексации зарплат сотрудникам предприятий; увеличение эксплуатационных расходов - на ГСМ, энергоресурсы, а также запчасти, стоимость некоторых из которых за год выросла на 50 процентов; необходимость ремонта объектов инфраструктуры.

- По состоянию на июнь 2024 года, на предприятии ИжГЭТ (ижевская муниципальная компания, управляющая электротранспортом) существует нехватка 30 процентов водителей трамваев и троллейбусов, а также кондукторов, - сообщает пресс-служба главы и правительства Удмуртии. - Неукомплектованность штата приводит к недовыпуску на линию до 13 процентов трамваев и троллейбусов в будние дни.
Такая же проблема и у автоперевозчика ИПОПАТ: чтобы решить кадровый вопрос, необходимо набрать более 180 водителей и свыше 150 работников вспомогательных служб.

Из-за износа трамвайных путей в первом полугодии движение задерживалось 31 раз. Средний возраст автобусов на муниципальных маршрутах составляет восемь лет, на межмуниципальных - 12-17 лет при нормативном сроке эксплуатации семь лет. При этом пресс-служба подчеркивает, что существующий тариф не компенсирует фактические расходы перевозчиков.

В правительстве Нижегородской области дефицит водителей также называют основной проблемой в работе общественного транспорта. В связи с этим их средняя зарплата была увеличена с 64 до 83 тыс. рублей. Также в городе наблюдается кратный рост стоимости запчастей и материалов для ремонта. Например, на 200 процентов выросла стоимость автошин.
Мы два года не имели возможности повышать зарплаты водителям и кондукторам, что привело к высокому дефициту кадров/ Сложилась ситуация, когда у ряда перевозчиков на маршруты просто некому выходить
Дмитрий Катынов, руководитель АО "АТП"
Правительство Кировской области сообщает, что перевозчики просили установить цену на проезд в размере 52-65 рублей. В итоге власти приняли решение повысить цену до 40 рублей.
А воз и ныне...
Стоимость проезда в городах ПФО повышается каждые год-два, но проблему, похоже, это не решает.
Ситуация с системой общественного транспорта в городах ПФО продолжает ухудшаться. Это касается даже тех городов, которые недавно существенно обновили подвижной состав
Михаил Якимов, член общественного совета при Ространснадзоре
Он уточняет, что обновление автопарков наложило на городские бюджеты новые расходы: выросла стоимость обслуживания, а замена автобусов малого и среднего класса на автобусы большого класса потребовала увеличить зарплаты на обслуживающий персонал, модернизировать систему содержания транспортных средств и их ремонта.

Даже уже обновленный транспорт постепенно переходит в разряд стареющего. По словам эксперта, в Казани, например, средний возраст автобусов достиг семи лет, а в Перми заканчиваются трехлетние брутто-контракты на осуществление транспортной работы и потребуется искать новых перевозчиков с новым подвижным составом.

Глава Ижевска Дмитрий Чистяков заявил, что за последнюю неделю вновь начал получать обращения о некачественной работе общественного транспорта.
Горожане долго ожидают автобусы на остановках, не могут своевременно уехать в пункт назначения. Перевозчик ссылается на период летних отпусков и хроническую нехватку персонала. Предусмотреть этот момент было можно, не считаем его веским аргументом. Поэтому будем штрафовать ИПОПАТ за несоблюдение расписания
Дмитрий Чистяков, глава Ижевска
Испытывает проблемы и Пермь, где обновляют автопарк, вводят цифровые технологии в оплату проезда и умную инфраструктуру. Но о таких проблемах многие города могут только мечтать. Недавно проверки дептранса администрации Перми показали, что не во всех салонах работают кондиционеры. Планируется включить в контракты обязательную установку датчиков их работы. В целом можно отметить, что Пермь является приятным исключением из общей картины. Эксперты называют общественный транспорт Перми лучшим в России (без учета Москвы и Санкт-Петербурга).
Дорога вниз
Проблемы в отрасли начались не вчера, но в последние годы усугубились, и постепенное повышение цен на проезд их не решит, считают опрошенные "РГ" эксперты.
Гендиректор компании "Мой автопрокат" Дмитрий Матвеев обращает внимание и на то, что часть перевозчиков еще не отошла от последствий ковидного кризиса, в период которого они потеряли в среднем до 30 процентов пассажиропотока.
Пандемия способствовала развитию у граждан новых привычек: личный автомобиль стал ассоциироваться с безопасностью, поэтому многие до сих пор предпочитают его - это хорошо для такси, каршеринга и аренды авто, но плохо для общественного транспорта.
Дмитрий Матвеев, генеральный директор компании Мой автопрокат
Повышение тарифов - самая действенная мера для решения этих проблем, считает Михаил Якимов. По его данным, это позволяет хотя бы компенсировать рост стоимости ГСМ. "Однако о полной стабилизации ситуации речь пока не идет", - подчеркивает он.

По его мнению, корни проблемы стоит также искать в эффективности функционирования общественного транспорта в городах. Низкая плотность населения и несовершенство маршрутной сети приводят к низкой заполняемости подвижного состава. По данным эксперта, среди городов ПФО выше всего этот показатель в Перми - до 700 пассажиров в день на одно транспортное средство, в других городах - 400-500.
Власти городов стремятся удержать стоимость проезда на максимально возможном низком уровне. Но никуда не денешься от ее повышения, потому что цены на все связанное с транспортом не снижаются. Недостаточно субсидий и господдержки в части обновления транспорта и т. п.
Дмитрий Матвеев, генеральный директор компании Мой автопрокат
Директор по развитию компании "STEP. Транспортные решения" Алексей Смирнов называет повышение цен за проезд шагом выживания.
Проблемы и с состоянием парка, и с кадровым голодом накапливались годами, являются системными и требуют уже значительных инвестиций регионального или федерального уровня, ну или привлечения частного капитала, например через концессионные соглашения
Алексей Смирнов, Директор по развитию компании "STEP. Транспортные решения"