“
Новое приложение "Подорожник" пока находится в стадии тестирования, но это — решительный шаг в сторону цифровизации общественного транспорта. Из плюсов — сервис позволяет приобрести электронный билет и пополнить электронный кошелек без физической карты. Не нужно стоять в очереди, чтобы оплатить поездку в общественном транспорте. Минусы — интерфейс "Подорожника" пока сыроват. При проверке на IPhone бывали моменты, когда не получалось нажать ту или иную кнопку, но, думаю, это будет доработано. В приложении у типов билетов громоздкие названия, поэтому сложно понять, что именно покупаешь.
После массового запуска приложения мы ожидаем уменьшение очередей в кассах метрополитена и сокращение пластика, используемого для изготовления физических проездных. Вероятно, снизятся операционные расходы транспортной системы за счет автоматизации процессов.
Некоторые регионы тестируют более продвинутую технологию open loop — когда вам не нужно подносить устройство к валидатору, приложение автоматически регистрирует поездку, вычисляет тариф и формирует билет. Например, пилотный проект с этой технологией был запущен в Ярославле, Ижевске. Чтобы система автоматически зарегистрировала поездку (без прикладывания устройства к валидатору), она должна сопоставить геокоординаты смартфона у пассажира и BLE-маяков в автобусе. Сейчас периодически бывают сбои в геопозиционировании и GPS из-за работы служб безопасности, поэтому могут возникать проблемы, схожие с каршерингом, вроде неверного месторасположения. Но в целом инициатива Минтранса по внедрению геооплаты достаточно универсальна и удобна: в час-пик не нужно пробиваться к валидатору, а расходы на оснащение транспорта региона можно сократить.
Многие крупные города мира уже оценили пользу от внедрения мобильных приложений для оплаты проезда в общественном транспорте. В Лондоне это, например, TfL Oyster & Contactless с функцией пополнения карты Oyster, покупкой проездных билетов и оплатой проезда через Apple Pay и Google Pay. Чтобы повысить привлекательность сервисов, некоторые интегрируют в них дополнительные сервисы. В Берлине приложение BVG, например, включает функцию поиска потерянных вещей в общественном транспорте. Амстердамская версия под названием GVB предоставляет информацию о доступности транспорта для людей с ограниченными возможностями здоровья. В RTA Dubai в Дубае можно пополнять карту Nol, оплачивать парковку и заказывать такси. "Московский транспорт", кстати, тоже не стоит на месте: недавно в нем появилась функция напоминания о выходе на остановке. Еще в приложении можно спланировать маршрут на общественном транспорте, в том числе с учетом электрички. В «Подорожнике» тоже есть подобная функция, но пока она распространяется только на автобусы, троллейбусы, трамваи и метро.
В целом приложение "Подорожник" — шаг в правильном направлении. Мне кажется, из московского опыта можно было бы перенять указание расположения станций велопроката и зон парковки самокатов, чтобы сделать поездки по городу комфортными для всех пользователей. Сейчас в центре Петербурга запрещена парковка средств индивидуальной мобильности. Как дальше будет развиваться ситуация — пока непонятно.
Алексей Смирнов, директор по развитию компании «STEP. Транспортные решения»