Возвращение реки в городскую жизнь требует системной и многоуровневой работы. Первый шаг — это простое осознание наличия этой реки. Важно начать с базового благоустройства: восстановить утраченные покрытия, заменить ограждения, провести освещение. Даже такие, казалось бы, незначительные изменения могут привлечь инвесторов. Следующим этапом должно стать создание общероссийского проекта, возможно, в рамках национальной программы «Инфраструктура для жизни», который позволит централизованно финансировать развитие набережных как общественных пространств, так и речной транспортной инфраструктуры. Это решение позволит объединить две задачи — транспортную и культурно-пространственную — в рамках единого проектного подхода.
Важно разработать уникальные сценарии использования набережных для каждого конкретного города. Универсальные подходы здесь малоэффективны: программа должна отвечать на вопрос, зачем горожанам приходить к реке. Причем это «зачем» должно быть продумано и с позиции муниципальной власти, и с позиции профессионального сообщества. Общественные пространства, которые не имеют смысла для пользователя, быстро приходят в упадок. Важно понять, что река не исчезла — исчезла мотивация к ней приходить.
Также необходима ревизия и доработка нормативной документации, регламентирующей речную инфраструктуру. Определенные подвижки в этом направлении уже наблюдаются, однако для системного развития требуются дополнительные усилия. В частности, важно устранить противоречия между водным, транспортным и градостроительным законодательством, унифицировать требования к проектированию причалов и сделать их максимально доступными для разных групп пользователей.
И, наконец, следует продолжить реализацию уже существующих федеральных программ, направленных на развитие марин, городских и региональных причалов, а также модернизацию речного пассажирского транспорта. Эти программы нуждаются не столько в расширении, сколько в корректной адаптации к городским задачам. Без взаимодействия с муниципальными администрациями они рискуют остаться исключительно инфраструктурными инициативами, не затрагивающими повседневную жизнь горожан.