Есть два наиболее типичных сценария пути ребенка в школу в российском городе: «школа рядом с домом» и «школа далеко». В первом случае ребенок обычно проходит путь по двору, пересекает внутриквартальные проезды, тротуары и небольшие улицы. Во втором он, как правило, использует общественный транспорт, иногда делает пересадки. В обоих сценариях главная угроза для школьника – автомобили, а точнее, инфраструктура, которая учитывает интересы взрослого автолюбителя, а не пешехода ростом 95 см.
Внутридворовые проезды, которые встречаются на пути ребенка в школу, часто полностью запаркованы, тротуары заняты колесами автомобилей, проезжая часть не оборудована средствами замедления трафика, пешеходные переходы не всегда приподняты или освещены, а «лежачие полицейские» выглядят символично. В результате ребенок оказывается в небезопасных условиях.
Решением может стать внедрение и адаптация в России принципов, разработанных Ассоциацией городов и транспортных агентств Северной Америки (NACTO), которые позволяют изменить подход к проектированию улиц с учетом нужд детей.
Первый и один из самых важных принципов – смотреть на город с уровня глаз ребенка. При организации движения нужно учитывать эту перспективу: видимость номеров автобусов, различимость сигналов светофора, читаемость пешеходных переходов и внезапное для ребенка появление машины из-за угла.
Второе важное направление – организация широких незагроможденных тротуаров и безопасной велосипедной инфраструктуры. Важно, чтобы ребенок мог добраться до школы пешком или на велосипеде и чтобы его маршрут не превращался в полосу препятствий. В местах, где школьники пересекают проезжую часть, рекомендуется применять приподнятые пешеходные переходы, искусственные искривления автодороги (так называемые «шиканы») и островки безопасности.
Аварийность по пути в школу могут снизить и зеленые насаждения – ландшафтный дизайн, который будет служить не только элементом комфортной городской среды, но и способом ограничить скорость транспорта. Например, специально созданные искривления проезжей части и высадка деревьев на этих территориях будут способствовать более медленному движению транспортных средств.
Наконец, в градостроительной политике необходимо учитывать правило «от двери до двери» – на пути школьника от подъезда до школьного двора не должно быть слепых зон, транспортных опасностей и отсутствия навигации.