КОММЕНТАРИЙ
В Петербурге центр закрыли для самокатов. Будет ли так же в Москве?
Обсуждаем, что об опыте северной столицы думают эксперты, и в каком положении находятся сервисы аренды электросамокатов сегодня
Что произошло
В эту пятницу СМИ сообщили, что в Москве планируют ограничить использование электросамокатов в пределах Садового кольца. Поводом для обсуждения таких мер стал опыт Санкт-Петербурга, где недавно запретили парковку СИМ в центре. По городу всё ещё можно ездить на арендованных ТС, но оставить и взять их можно только в пределах «пограничной» зоны.

Как заявил депутат Мосгордумы Сергей Савостьянов, власти столицы уже обсуждают идею ограничить скорость кикшеринговых самокатов до 15 км/ч по всему городу и запретить ездить на них в пределах Садового кольца и парках. Исключением могут стать лишь зоны с развитой инфраструктурой.

Мы обсудили перспективу таких изменений с Дептрансом Москвы и источниками на рынке. Разберём, почему в Москве не стоит ждать столь радикальных реформ, и чем ситуация в городе отличается от Санкт-Петербурга.
Опыт Санкт-Петербурга
По данным операторов, сегодня в Санкт-Петербурге насчитывается 5,1 млн пользователей сервисов кикшеринга. За первые четыре месяца сезона-2024 они совершили 20,5 млн поездок и проехали более 35 млн км. При этом количество нарушений от общего числа аренд составляет всего 1%. Тем не менее, власти города всё же решили серьёзно ограничить работу операторов.

На это есть причины, и они связаны с инфраструктурой. В северной столице узкие тротуары: из-за них пешеходам мешают припаркованные самокаты, а пользователи СИМ часто не могут найти себе место в потоке. В центре не хватает велодорожек, из-за чего этот вид ТС даже предложили перевести на дороги общего пользования. Но на практике это может лишь привести к большей аварийности из-за меньшей заметности и безопасности СИМ.

На проблему инфраструктуры обратили внимание и эксперты недавней онлайн-дискуссии, организованной РБК Санкт-Петербург.

Как отметили в Whoosh, 85% водителей совершают поездки по транспортному сценарию: например, от дома до офиса или мероприятия. Самокат используется как полноценное средство передвижения, а не развлечение.

Для того, чтобы сделать сервисы комфортными как для пользователей, так и для пешеходов, нужно развивать инфраструктуру и общественный транспорт. С этим согласны и другие эксперты: схожий опыт уже есть у московских властей.
Необходимо продолжать разгружать центр Петербурга от автотранспорта и развивать общественный транспорт. Важно, чтобы он был удобным и востребованным.

Процесс, который происходил в Москве 10 лет назад, включал различные меры для пересадки людей на общественный транспорт: платные парковки, создание бренда общественного транспорта, новое билетное меню и так далее. Со временем количество автомобилей в центре будет снижаться, соответственно, появятся пространства, с которыми можно поработать..

Для создания необходимой инфраструктуры нужно подходить к каждой улице индивидуально, разрабатывая проекты благоустройства и ремонта. Важно находить компромиссы и работать «от фасада до фасада». Тогда место найдется для всех. В частности, велосипедисты будут делить пространство с самокатчиками
Алексей Смирнов, директор по развитию компании «STEP. Транспортные решения»
При этом, как подчеркнула директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман, важно работать и с нарушениями ПДД. Сегодня они в основном приходятся на владельцев частных ТС, а использование сервисов аренды растёт куда быстрее, чем аварийность.

К сожалению, ситуация в Санкт-Петербурге остаётся довольно сложной. По словам Дмитрия Ваньчкова, заместителя председателя Комитета по транспорту, «в центре СИМам на тротуарах делать нечего». Приоритет власти отдают наземному транспорту, а в решении проблем сервисов кикшеринга законодатели видят «планомерную и долгосрочную системную работу».
Связная сеть в центре невозможна, а потоки в новых районах можно сделать таким образом, чтобы они были разведены. Мы с коллегами работаем над обновлённой велоконцепцией. В первую очередь необходимо создавать замкнутую инфраструктуру
Дмитрий Ваньчков, заместитель председателя Комитета по транспорту Санкт-Петербурга
Сервисы, в свою очередь, идут навстречу городу. После введения ограничений в центре они запустили сразу 40 парковок в «пограничной» зоне для поддержания порядка СИМ. Кикшеринг Яндекс Go вывел на улицы специальных скаутов, которые следят за парковкой СИМ у конечных станций метро. За первую неделю нарушителям правил остановки выписали больше 300 штрафов.

В Whoosh решили дополнительно перераспределить парковки в районы с низкой плотностью самокатов и высоким спросом на поездки. В МТС Юрент пообещали инвестировать в развитие велоинфраструктуры в городе, чтобы микромобильный транспорт мог существовать комфортно для всех участников дорожного движения. Сервис также первым инициативно сократили число самокатов в городе на 5 тысяч — до 10 тысяч устройств.
Могут ли в Москве запретить самокаты?
Как сообщил наш источник на рынке, резкого изменения текущей политики города сервисы не ожидают. Сегодня в столице уже выстроена чёткая схема взаимодействия кикшерингов и бизнеса. Все решения по части регулирования принимаются на уровне правительства Москвы и, в частности, Дептранса Москвы
В Мосгордуме практически никак не работают с вопросами, связанными с кикшерингом. Депутатский корпус имеет определённый уровень полномочий с конкретным функционалом. Поэтому последние заявления из Мосгордумы, по сути, являются просто частной инициативой, не имеющей реального эффекта — и не отражающей позицию властей.
Подведомственный Дептрансу центр организации дорожного движения (ЦОДД) ежегодно обновляет и согласовывает с операторами свод правил — так называемую оферту. В рамках соглашения устанавливаются условия работы сервисов в столице. Все опросы, касающиеся развития отрасли, обсуждаются в открытом диалоге с привлечением экспертов.

К тому же сама ситуация в Москве сильно отличается от северной столицы. В центре города хватает широких тротуаров и велоинфраструктуры, участие в создании которой принимают и сами операторы.
Наш бизнес в первую очередь транспортный, а транспорт должен быть безопасный и регулируемый. В Москве мы своими силами начали рисовать велодорожки, а также установили более 10 тысяч парковок, в Казани и Краснодаре – более 5 тысяч. Мы готовы тратить свои средства на достижение общей цели
Леонид Ясиновский, руководитель сервиса Самокаты Яндекс Go
С введением более жёстких мер по модели Санкт-Петербурга не согласны и в Дептрансе Москвы. В органе власти отметили, что сегодня столица идёт по пути развития инфраструктуры и надлежащего регулирования сервиса, а не запрета движения СИМ.

Ещё с момента появления первых сервисов в 2018 году была налажена совместная работа операторов и Дептранса Москвы во взаимодействии с ЦОДД и ГАИ. Избежать проблем с местом на тротуарах также удалось за счёт обязательного требования к компаниям оснащать самокаты гибким замком. Пользователи оставляли самокаты на велопарковках, не мешая проходу пешеходов.

В городе действуют постоянные медленные зоны, в которых скорость электросамокатов автоматически ограничивается до 5–15 км/ч. Движение этого вида ТС также ограничивается во время проведения массовых мероприятий.

Чтобы повысить безопасность поездок, на базе ЦОДД работает специальный Ситуационный центр для средств индивидуальной мобильности (СИМ). Он координирует работу операторов аренды самокатов, велосипедов и сервисы курьерской доставки.
ЦОДД установил камеры автоматической фиксации на сложных участках. Они распознают нарушения, связанные с неправильным переходом дороги, езду на самокатах вдвоем, движение по автомобильным полосам, если на участке есть велоинфраструктура, а также езду по встречному направлению.

Комплексы с нейросетями установлены на участках с высокой плотностью поездок и там, где часто происходят аварии с СИМ или поступают жалобы от жителей.
Что дальше
Для того, чтобы упростить считывание камерами, в этом сезоне самокаты начали оснащать укрупнёнными номерными знаками спереди и сзади транспортного средства. Это сделает установление ответственности за нарушение ПДД еще быстрее и проще. В ближайшее время такие номера появятся на всех самокатах и велосипедах проката, а также на электровелосипедах курьеров.

В Москве сейчас также реализуют пилотный проект, в рамках которого временно замедляют самокаты в зоне Третьего транспортного кольца и МКАД. Для всех арендных в ТС в этой зоне ввели ограничение в 20 км/ч. Ожидается, что это позволит сократить количество ДТП в выделенной зоне. Но выводить эксперимент за пределы этой территории пока никто не собирается.

Наконец, в городе продолжат работать и над развитием культуры безопасного вождения.
Москва выступает ориентиром развития сервисов аренды для многих городов мира. Поэтому для нас особенно важно формировать культуру безопасного вождения и обучать водителей СИМ. В этом сезоне школы безопасного вождения электросамоката проходят в Москве каждые выходные.

В ходе обучения опытные инструкторы объясняют, как устроен самокат, как начинать и завершать поездки, как выбрать защитную экипировку для поездок и какие правила необходимо соблюдать. А затем проходят обучение вождению на практике. В августе школы вождения будут проходить в выходные в парке Сокольники. Школа организована на эстраде “Ротонда”, занятия бесплатные и доступны для всех желающих
Дептранс Москвы
С полным расписанием школ можно ознакомиться на Едином транспортном портале. Подробнее о том, как водить самокат по правилам — на сайте образовательной программы «Включите режим безопасности».

Выводы
  • Ограничения по модели Санкт-Петербурга в Москве не будут вводить, так в центре города нет настолько серьёзных проблем с инфраструктурой;
  • Заявления отдельных депутатов являются частной инициативой, не имеющей реального эффекта и не отражающей позицию властей.
  • Операторы намерены и дальше поддерживать развитие инфраструктуры для средств микромобильности в городах присутствия и сотрудничать с властями;
  • Власти и бизнес продолжают развивать меры по контролю за нарушениями и средства их выявления.