КОММЕНТАРИЙ

СИМ, пристройся: в России будут массово создавать дорожки для самокатов

В России будут массово создавать дорожки для электросамокатов и велосипедов. Это позволит разделить потоки пешеходов, средства индивидуальной мобильности (СИМ) и велосипедов. Нормы должны появиться в градостроительных правилах, следует из дорожной карты правительства, с которой ознакомились «Известия». Минстрой, МВД, Минтранс должны разработать правила к лету 2024 года.
Необходимая инфраструктура для электросамокатов

В России запланировали массовое развитие инфраструктуры для велосипедов и средств индивидуальной мобильности (СИМ), к которым относятся электросамокаты и электровелосипеды. Это позволит разделить потоки пешеходов и таких транспортных средств, следует из дорожной карты правительства по развитию СИМ, с которой ознакомились «Известия».

К 28 июня 2024 года необходимые изменения в нормативно-технические документы в сфере строительства должны подготовить Минстрой, Минтранс и МВД. В частности, новые правила должны установить характеристики инфраструктуры для СИМ, места под ее обустройство, параметры определения оптимального количества и плотности парковок для хранения и стоянки СИМ.

«Дорожной картой» запланировано, что спустя два месяца после разработки этих норм региональные власти утвердят собственные планы «по созданию и интеграции инфраструктуры для СИМ в городские транспортные системы».

В Минстрое «Известиям» сообщили, что ведомство совместно с ФАУ «ФЦС» прорабатывает вопросы, связанные с внесением изменений в действующие нормативно-технические документы для реализации мер.

«Известия» также направили запросы в Минтранс и МВД с просьбой прокомментировать подробности инициативы.

Это абсолютно верное решение: необходимо решить вопрос формирования городской среды с учетом интересов и пешеходов, и пользователей СИМ. Мы ежегодно в федеральном бюджете закладываем большие средства на формирование комфортной городской среды, важно, чтобы программа осуществлялась с учетом всех последних тенденций.
Александр Якубовский, член комитета Госдумы по строительству и ЖКХ

Лучшее решение, учитывающее интересы и пользователей СИМ и пешеходов, — это развитие соответствующей инфраструктуры, отметил руководитель GR-сервиса кикшеринга Whoosh Сергей Карлов.

Нужно как можно более четко зафиксировать правила совместного нахождения СИМ и пешеходов на тротуаре, которые учитывают интересы и безопасность обеих групп
Сергей Карлов, руководитель GR-сервиса кикшеринга Whoosh

Также он отметил, что должны появиться четкие правила стоянки и парковки СИМ: чтобы горожанам было удобно доехать до пункта назначения и оставить там самокат, подобных парковок нужно много.

При идеальном сценарии парковки для СИМ будут появляться по аналогии с автомобильными — как единая для всех городская инфраструктура. То есть нормативы по количеству и плотности парковок будут определены на федеральном уровне.
Сергей Карлов, руководитель GR-сервиса кикшеринга Whoosh

По словам эксперта, сейчас во многих городах практикуется упорядоченный и легкий в реализации вариант — виртуальные парковки, отмеченные в приложении. Соответствующие точки согласовываются с властями города.

Инфраструктура — постоянные и временные велополосы — нужны не только для обычных пользователей СИМ, но и для гораздо более многочисленных групп участников дорожного движения: курьеров, владельцев частных самокатов, отметила пресс-секретарь сервиса «Юрент» Алена Сухаревская.

Некоторые российские города, такие как Москва, успешно развивают велоинфраструктуры. В этом сезоне в столице уже действует более 500 км постоянных и временных полос. Полагаем, что принятие дорожной карты поможет и другим городам активнее двигаться в этом направлении.
Алена Сухаревская, пресс-секретарь сервиса «Юрент»

По сути, СИМ — это новая отрасль экономики, которая нуждается в регулировании и в создании условий для нормального функционирования, отметил член Ассоциации юристов России Шамиль Султанов.

За чей счет создадут дорожки

Предложенные меры — логичное продолжение проводимой политики по развитию городских и общественных пространств, сказала директор по продажам ГК «Гранель» Элина Ханнанова.

Эти идеи уже активно воплощаются в Московской области. Протяженные дорожки проложены, например, в Королеве, Дмитрове, Одинцове, Химках и других городах региона. Реализуют такие проекты и девелоперы.
Элина Ханнанова, директор по продажам ГК «Гранель»

Важно только, чтобы нормы были гибкими и учитывали особенности разных регионов, отметила она. Дорожки должны быть в тех местах, где для этого есть возможности, а новые крупные микрорайоны можно было бы полноценно проектировать с учетом новой инфраструктуры для СИМ. В случае правильной реализации мера будет эффективной с экономической точки зрения, уверена Элина Ханнанова.

В новых жилых комплексах велосипедные дорожки, являясь частью благоустройства, изначально включены в общую проектную стоимость комплекса, отметил управляющий партнер ГК «Основа» Олег Колченко.

Затраты на их реализацию не столь велики, самое главное — чтобы площадь территории проекта физически позволяла выделить место. Наличие нормативов на законодательном уровне позволит ускорить распространение такого положительного опыты по стране в целом
Олег Колченко, управляющий партнер ГК «Основа»

По словам директора по развитию компании «STEP. Транспортные решения» Алексея Смирнова, инфраструктура для СИМ может быть создана достаточно быстро. Например, дорожки можно легко сделать с помощью нанесения разметки.

Дорожки могут выглядеть по-разному: во-первых, по примеру того, как это реализовано в Москве на Бульварном кольце, это дорожки в постоянной разметке. Во-вторых, это может быть отбивание полос бортовым камнем, чтобы никто не мог туда зайти или заехать.
Алексей Смирнов, директор по развитию компании «STEP. Транспортные решения»

Но лучше всего, когда дорожки не пересекаются ни с автомобилями на дороге, ни с пешеходами на тротуарах, подчеркнул эксперт.

Хороший пример — Нидерланды, где велодорожки проложены буквально всюду, есть четкое правовое регулирование владения и пользования личным транспортом, в том числе быстроходным и электрическим, а люди прилежно соблюдают эти нормы
Александр Стариков, партнер архитектурного бюро Syntaxis

Но такие меры могут оказаться тяжело реализуемыми, полагает советник руководителя фракции ЛДПР Никит Березин. Поэтому разумно было бы выработать индивидуальные программы финансирования в зависимости от локации, окружения, списка заинтересованных лиц, считает Александр Стариков.

Пока трудно понять, насколько долгим может оказаться период реализации подобной программы и перехода на новые нормы, считает глава архитектурного бюро MAD Architects Мария Николаева.