СИМ, пристройся: в России будут массово создавать дорожки для самокатов
В России запланировали массовое развитие инфраструктуры для велосипедов и средств индивидуальной мобильности (СИМ), к которым относятся электросамокаты и электровелосипеды. Это позволит разделить потоки пешеходов и таких транспортных средств, следует из дорожной карты правительства по развитию СИМ, с которой ознакомились «Известия».
К 28 июня 2024 года необходимые изменения в нормативно-технические документы в сфере строительства должны подготовить Минстрой, Минтранс и МВД. В частности, новые правила должны установить характеристики инфраструктуры для СИМ, места под ее обустройство, параметры определения оптимального количества и плотности парковок для хранения и стоянки СИМ.
«Дорожной картой» запланировано, что спустя два месяца после разработки этих норм региональные власти утвердят собственные планы «по созданию и интеграции инфраструктуры для СИМ в городские транспортные системы».
В Минстрое «Известиям» сообщили, что ведомство совместно с ФАУ «ФЦС» прорабатывает вопросы, связанные с внесением изменений в действующие нормативно-технические документы для реализации мер.
«Известия» также направили запросы в Минтранс и МВД с просьбой прокомментировать подробности инициативы.
Лучшее решение, учитывающее интересы и пользователей СИМ и пешеходов, — это развитие соответствующей инфраструктуры, отметил руководитель GR-сервиса кикшеринга Whoosh Сергей Карлов.
Также он отметил, что должны появиться четкие правила стоянки и парковки СИМ: чтобы горожанам было удобно доехать до пункта назначения и оставить там самокат, подобных парковок нужно много.
По словам эксперта, сейчас во многих городах практикуется упорядоченный и легкий в реализации вариант — виртуальные парковки, отмеченные в приложении. Соответствующие точки согласовываются с властями города.
Инфраструктура — постоянные и временные велополосы — нужны не только для обычных пользователей СИМ, но и для гораздо более многочисленных групп участников дорожного движения: курьеров, владельцев частных самокатов, отметила пресс-секретарь сервиса «Юрент» Алена Сухаревская.
По сути, СИМ — это новая отрасль экономики, которая нуждается в регулировании и в создании условий для нормального функционирования, отметил член Ассоциации юристов России Шамиль Султанов.
Предложенные меры — логичное продолжение проводимой политики по развитию городских и общественных пространств, сказала директор по продажам ГК «Гранель» Элина Ханнанова.
Важно только, чтобы нормы были гибкими и учитывали особенности разных регионов, отметила она. Дорожки должны быть в тех местах, где для этого есть возможности, а новые крупные микрорайоны можно было бы полноценно проектировать с учетом новой инфраструктуры для СИМ. В случае правильной реализации мера будет эффективной с экономической точки зрения, уверена Элина Ханнанова.
В новых жилых комплексах велосипедные дорожки, являясь частью благоустройства, изначально включены в общую проектную стоимость комплекса, отметил управляющий партнер ГК «Основа» Олег Колченко.
По словам директора по развитию компании «STEP. Транспортные решения» Алексея Смирнова, инфраструктура для СИМ может быть создана достаточно быстро. Например, дорожки можно легко сделать с помощью нанесения разметки.
Но лучше всего, когда дорожки не пересекаются ни с автомобилями на дороге, ни с пешеходами на тротуарах, подчеркнул эксперт.
Но такие меры могут оказаться тяжело реализуемыми, полагает советник руководителя фракции ЛДПР Никит Березин. Поэтому разумно было бы выработать индивидуальные программы финансирования в зависимости от локации, окружения, списка заинтересованных лиц, считает Александр Стариков.
Пока трудно понять, насколько долгим может оказаться период реализации подобной программы и перехода на новые нормы, считает глава архитектурного бюро MAD Architects Мария Николаева.