КОММЕНТАРИЙ
Штрафы, изъятия транспорта и задержания: как новые ограничения и требования к курьерам влияют на сервисы доставки и сделают ли они город безопаснее
Власти Петербурга ограничили передвижения курьеров на самокатах, электровелосипедах и других СИМ, а также ввели требования к их внешнему виду. За несоблюдение новых правил доставщикам грозит штраф. Сразу после вступления в силу нововведений работников сервисов доставки начали задерживать и оформлять на них протоколы. Собака.ru узнала у экспертов, как это повлияло на отрасль и поможет ли это сделать улицы комфортнее для горожан.
С 1 июля курьерам на электровелосипедах, электросамокатах и других СИМ ограничили движение в 11 районах Петербурга. В центре под запрет попали парки, скверы, весь Невский проспект, Садовая улица, Средний проспект Васильевского острова, Каменноостровский проспект и другие магистрали. В спальных районах это в основном зеленые зоны и общественные пространства: например, площади Победы в Московском районе, кластер «Остров фортов» в Кронштадте, парки «Дубки» в Сестрорецке. Помимо этого, доставщикам и обычным горожанам ограничили скорость передвижения на СИМ по тротуарам и пешеходным дорожкам до 10 км/ч.

C 15 июля курьеры обязаны носить опрятную униформу со светоотражающими элементами, иметь при себе трекер, идентификационные номера на сумке и СИМ. У транспорта должна быть исправная тормозная система, звуковой сигнал, габаритные огни (при наличии), передняя фара и фонарь. К этой дате службы доставки должны были сформировать специальные реестры, где видны передвижения сотрудников и грузов. В него загрузить данные паспорта, ФИО, патента и водительских прав (при наличии), медицинские документы. В противном случае доставщики не могут работать.
Необходимость введения в Петербурге правил передвижения курьеров, которые используют для доставки товаров электросамокаты и велосипеды, в том числе с электродвигателем, назревала давно. Чтобы снизить количество ДТП с участием курьеров и случаев травматизма в соответствии с постановлением Губернатора Санкт-Петербурга, Комитет по транспорту определил зоны запрета движения курьеров и средств индивидуальной мобильности
Комитет по транспорту Санкт-Петербурга
Комитет по транспорту заявляет: цель новых требований — снизить количество ДТП с участием курьеров и случаев травматизма. При этом не приводит никакой статистики. Чтобы оценить эффективность мер, важно ответить на вопросы: сколько происходит ДТП с участием курьеров и случаев травматизма, какой целевой показатель по числу ДТП и случаев травматизма с участием курьеров, как повлияют на эти показатели вводимые меры и в какие сроки? Это нужно, чтобы сравнить ситуацию до введения мер и после. Поскольку данные не приводят, невозможно оценить нововведения с точки зрения повышения безопасности
Константин Мазин, член ассоциации «Пошли-поехали»
Как это сказалось на работе курьеров
Сразу после введения правил Комитет по законности и правопорядку Смольного начал штрафовать курьеров, которые передвигаются в запрещенных зонах или вышли на работу без идентификационного номера на одежде и трекера. Вместе с МВД сотрудники управления по контролю составили протоколы более чем на 120 доставщиков. Больше всего запреты коснулись тех, кто ездит на электровелосипеде, считает опрошенный Собака.ru курьер. «На полдня 15-го [июля] повязали аж четверых [коллег]: штраф, штрафстоянка на два месяца, кого-то держали в участке. При этом штраф платит не организация, а сотрудник», — говорит он. Идентификационные личные номера и форму им предоставляет компания, а шлемы сотрудники покупают за свой счет, уточняет собеседник.

Президент ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний России МАКС Александр Митюков подтверждает: во время задержаний сотрудники ГАИ конфискуют транспорт курьеров.
У ГАИ отсутствует механизм проверки, идентификации электровелосипедов, которые полностью соответствуют, поэтому изымают все подряд. Как правило, выписывают протоколы по статье 12.7.КоАП РФ, — уточняет он. Мы также фиксируем оформление протоколов не только со стороны МВД за нарушение ПДД, но уже и за неисполнение требований Постановления
Александр Митюков, Президент ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний России МАКС
В нашей практике такое впервые: чтобы в пятницу согласовали форму, а уже в понедельник за ее отсутствие наказывали. Курьерам выписывают предписания с последующим судом и штрафами — и на компанию, и на исполнителя. При этом очевидно, что даже при огромном желании, невозможно снабдить всех работников сумками с номерами и велосипедами — на их изготовление требуются реальные сроки. По итогам рейдов у компаний большие потери курьеров, которые и так в дефиците. Выписанный штраф за несоответствие номера на сумке и на велосипеде — 4000 рублей. При этом в самом постановлении конкретные суммы не прописаны, мы предполагаем, что применяются статьи КоАП
Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ)
«Темпы роста интернет-торговли будут не такими оптимистичными»
Скоропалительное вступление в силу изменений вызывает озабоченность у бизнеса. «Прежде чем штрафовать за нарушение новых требований, нужно дать время на адаптацию и подготовку», — отмечают в пресс-службе сервисов доставки Яндекса. До нововведения оператор уже выдавал сотрудникам сумки с индивидуальными номерами и светоотражающими элементами, а также электровелосипеды с ограничителями скорости, IoT-модулями и номерами. «Дополнительно по собственной инициативе внедряем велопомощников, которые следят за соблюдением ПДД», — добавляют в компании. При этом для выполнения части пунктов нужно больше времени и финансов, говорят представители Яндекса.

АКИТ и АКОРТ 30 июня отправили письмо губернатору Петербурга Александру Беглову с предложением о поэтапном переходе к нововведению, чтобы была возможность «проработать необходимые технологические решения, разработать недостающие регламенты и устранить правовую неопределенность.
До устранения всех пробелов в постановлении [мы предложили] ввести мораторий на применение административных штрафов — такая практика применяется повсеместно в цивилизованном законодательном поле: при введении каких-либо изменений отводится срок на адаптацию, и только после него вступают в силу положения о штрафных санкциях
Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ)
Сервисы доставки оптимизируют работу таким образом, чтобы в чрезвычайно непростых условиях стоимость для потребителей услуг не возрастала, а сроки доставки не увеличивались. Вопрос: сколько времени мы сможем это делать с учетом сложности общей ситуации? Необходим компромисс. Бизнес хочет, чтобы их слышали местные власти
Александр Митюков, Президент ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний России МАКС
По данным АКИТ, на доставку продуктов из магазинов и готовой еды из кафе и ресторанов приходится 27% в общем объеме онлайн-продаж. Популярность связана прежде всего с наличием сервисов экспресс-доставки, отмечают в ассоциации. «За первое полугодие петербуржцы потратили на эту категорию 89 млрд рублей, что почти на 53% превышает показатели аналогичного периода прошлого года», — добавляют в АКИТ. 
Для горожан [экспресс-доставка] повышала уровень комфорта, освобождала время для решения других задач, для общения с семьей, а для [маломобильных] людей — это доступность продуктов и лекарств. Сейчас уже очевидно: темпы роста в ближайшей перспективе не будут такими оптимистичными
Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ)
На тротуарах станет безопаснее?
«Долгое время шло системное выстраивание нормы: тротуар — это пространство для пешеходов, а не место для парковки автомобилей. Но как только удалось освободить его от машин, начали активно выходить пользователи всех видов микромобильности. Это стало новой точкой напряжения и источником конфликтов, — отмечает директор по продукту «STEP. Транспортные решения» Алексей Марчук. В этом контексте ограничения скорости — мера не случайная, а продуманная и необходимая, а идентификация курьеров и других пользователей СИМ через трекеры, номера — важный элемент системы управления, аналогичный номерным знакам у автомобилей. Без этого невозможно обеспечить безопасность и адекватное администрирование», — добавляет он.
Основатель компании InnovaTransport, эксперт по транспортному консалтингу Алексей Смирнов считает: снижение мобильности курьеров имеет как положительные, так и отрицательные последствия.
С точки зрения дорожной безопасности изменения можно считать позитивными: уменьшилось количество курьеров, хаотично передвигающихся по дорогам. Это снижает риск аварийных ситуаций как для автомобилистов, так и для пешеходов
Алексей Смирнов, Основатель компании InnovaTransport, эксперт по транспортному консалтингу
Председатель совета ассоциации «Пошли-поехали» Лев Задумкин напротив говорит, что начать решать проблему нужно было с регулирования правил и корректной классификации транспорта. В новом законе и велосипедистов, и электросамокатчиков, и мопедистов приравняли к одной группе, хотя это три разные категории.
Особенно остро [стоит] вопрос с мопедами. Весной ГИБДД и депутаты четко заявили: если мотор выше 250 Вт — это мопед, нужен шлем и категория “М”. Но в новом законе про мопеды не сказано ничего. Получается, что те, кто действительно может быть источником рисков, — вне зоны регулирования
Константин Мазин, член ассоциации «Пошли-поехали»
Огорчает также то, что законотворцы, не разбирающиеся в вопросе, предлагают "убрать с тротуаров электровелосипеды", хотя по действующим ПДД они уже обязаны ездить по проезжей части и так, не говоря уже о мопедах. А если правила у нас не выполняются, то почему должны выполняться запреты?
Вместо них город мог бы заняться обустройством хотя бы временных велополос на проезжей части, по возможности с мягкими разделителями-делиниаторами. Про быстровозводимую велоинфраструктуру уже давно написано целое велоруководство, — говорит эксперт. Введение ограничения скорости в центре города для всех транспортных средств до 30 км/ч (необходимый безопасный минимум с учетом нештрафуемого порога” + 20 км/ч) — помогло бы достичь баланса, при котором пользователи СИМ и велосипедов и курьеры могли бы комфортно себя чувствовать на дороге, а не мешать пешеходам на тротуаре
Лев Задумкин, председатель совета ассоциации «Пошли-поехали»
Алексей Смирнов согласен, что проблема могла бы быть решена не за счет запретов, а через развитие инфраструктуры.
Создание каркаса уличной сети, приспособленной для движения СИМ и курьеров, позволило бы упорядочить потоки и повысить безопасность, не ограничивая доступ к целым районам. Конечно, не на всех улицах возможно построить полноценные велодорожки, но определение ключевых направлений движения вполне реально
Алексей Смирнов, Основатель компании InnovaTransport, эксперт по транспортному консалтингу
Среди более гибкой альтернативы запретам он также называет применения практики «медленных» зон (когда сервисы автоматически замедляют скорость в утвержденных местах. — Прим.Ред.), которые активно использую в Москве и Петербурге.

Снизить напряжение между участниками движения могли бы спецпарковки для самокатов вне тротуаров по примеру Сочи, считает Лев Задумкин.
Задача города — не ограничивать движение, а создавать условия, при которых все участники — от курьеров до пешеходов, — смогут безопасно и комфортно сосуществовать в городском пространстве
Алексей Смирнов, Основатель компании InnovaTransport, эксперт по транспортному консалтингу