Как по рельсам: ВСМ и электрички для Петербурга получили смету и сроки
15 февраля на предприятии "Уральские локомотивы" в Верхней Пышме, что в Свердловской области, прошло совещание по развитию высокоскоростных железнодорожных магистралей. Первой ласточкой среди таких магистралей станет ВСМ Москва – Петербург. О ней шла речь на встрече, где присутствовали президент России Владимир Путин, министр транспорта Виталий Савельев и ряд заинтересованных лиц.
Путешествие на новых поездах из Петербурга в Москву по ВСМ займёт 2 часа 15 минут (вместо 4 часов на "Сапсане"), из Петербурга в Великий Новгород — 29 минут, а из Москвы в Тверь — 39 минут. Всё это должно создать единую агломерацию городов. При этом поездов потребуется много, планируется, что они будут ходить с частотой в 10–15 минут. При вводе ВСМ в 2030 году власти прогнозируют увеличение общего пассажиропотока на 35%, до 43,4 млн пассажиров, из которых на ВСМ придётся 23 млн человек.
Эксперт транспортного развития территорий Лаборатории градопланирования Илья Резников напоминает, что пока не опубликован конкретный проект, трактовать сказанное на совещании можно по-разному. Вполне возможно, что была названа техническая пропускная способность ВСМ. Не обязательно, что поезда будут всегда ходить с указанной периодичностью или всегда направляться в Москву, возможно, какие-то из них поедут до Новгорода.
Долгое время оставалось неизвестным самое интересное — финансирование проекта. Общие расходы могут составить около 2 трлн рублей. Возведение выходов из Москвы оценили в 221,5 млрд рублей, и строить их будут в рамках инвестиционной программы РЖД. Участок от Петербурга до Зеленограда потянул на 1,755 трлн рублей. И здесь строительство будут проводить в рамках концессионного соглашения. Виталий Савельев привёл такую структуру концессии:
Остаток покроют с помощью государства: 609 млрд рублей, из них 580,6 млрд рублей за счёт средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) под 3% годовых с полным возвратом к 2050 году. Ещё 299,4 млрд рублей субсидий пойдут на поддержку операционной деятельности концессионера в начале эксплуатации.
Компанию-концессионера уже создали и назвали её "ВСМ — Две столицы". Губернатор Петербурга Александр Беглов заявил, что Северная столица готова участвовать в концессии. Глава Ленинградской области Александр Дрозденко тоже указал, что Ленобласть начала проработку проекта, уточнив, что часть магистрали планируется сделать эстакадой.
Строительство ВСМ Москва – Петербург не только ускорит путешествия между городами, но и подтолкнёт развитие пригородного транспорта.
Как сделать пригород доступнее
Важной частью развития пригородных поездов в Петербурге стал запуск тактовых электричек. В Красное Село от Балтийского вокзала поезда с равными интервалами направились в декабре прошлого года, а на этой неделе синхронизировали расписание автобусов и тактовых электричек. К этому времени тактовые электрички уже курсировали на маршруте Петербург – Ораниенбаум и Петербург – Павловск. В 2024 году власти планируют открыть ещё два направления. Строительство ВСМ может освободить уже существующие магистрали и сделать доступнее некоторые пригороды. Например, Колпино.
Доцент факультета таможенного администрирования и безопасности Президентской академии в Петербурге, кандидат экономических наук Владимир Николаев рассуждает, что по опыту других городов, взаимодействие между транспортной системой железной дороги и Петербурга должно соединить пригороды и центр города. Ещё один вариант — создание кольцевой пассажирской железной дороги по типу Московских центральных диаметров.
С экспертом не совсем согласен директор по развитию компании "STEP. Транспортные решения" Алексей Смирнов. Он подчеркнул, что согласно транспортной карте города, железнодорожная ветка на юге по большей части проходит полукольцом по промышленным зонам, то есть там возить некуда и некого, поэтому модель кольца будет не реализуема.
Доедет ли электричка до центра
В городе электрический транспорт тоже играет всё более значительную роль. В программе по развитию транспортной системы, опубликованной на этой неделе (документ есть в распоряжении "ДП"), одним из приоритетных направлений железнодорожного транспорта названа его интеграция в систему городских маршрутов.
"Предусматривается также необходимость обеспечения связей с городом-спутником "Южный", конгрессно-выставочным центром "Экспофорум", общественно-деловым центром "Лахта-центр", а также крупными курортными и жилыми зонами", — заявляется в обновлённой программе.
К 2027 году предполагается запуск маршрутов Ораниенбаум – Белоостров и Гатчина-Варшавская – Токсово. К 2030 году планируется изменение маршрута Ораниенбаум – Белоостров, электропоезд будет транзитом проходить Пулково. Электрички уже появились на обновлённых схемах метро.
Кстати, о метро. В программе к 2029 году планируется семь станций и увеличение метрополитена до 133,6 км. В Генплане Петербурга были указаны 120 станций метрополитена, и ещё боле 35 км линий метро к "Экспофоруму" и городу–спутника Южного. Однако даже запланированные на 2024 год "Путиловская" и "Юго-Западная" подорожали в разы.
Кандидат экономических наук Владимир Николаев отмечает, что строительство наземного транспорта проще и дешевле подземного, хотя возможны сложности при строительстве на обжитых землях, где уже есть застройка.
О необходимых финансовых вложениях напомнил Алексей Смирнов. Потребуется создать комфортные транспортные пересадочные узлы, разместить рядом со станциями остановки общественного транспорта, обустроить места ожидания поездов. Причём делать всё с учётом петербургского климата.
С ним соглашается декан факультет городского и регионального развития НИУ Высшей школы экономики и руководитель Центра социальных исследований и технологических инноваций (СИТИ) Евгений Михайленко. По его мнению, стоит начать с обновления уже существующих путей.
В концепции развития транспорта немало внимания уделяется и обновлению парка электротранспорта. Например, доля подвижного состава нового поколения должна составить 100% к 2029 году.
Эксперт добавляет, что непродуманные решения могут привести к неудобствам, например, к шуму или плотной сети, усугубляющей трафик. Поэтому необходима тщательная предварительная работа, которая учитывала и мнение горожан.
У электротранспорта, как, впрочем, и у метро с автобусами, есть свои особенности и недостатки. Однако он даёт возможность выбора горожанам.