КОММЕНТАРИЙ
Самокаты в Петербурге: как преодолеть болезни роста
Участники дискуссии РБК Петербург обсудили перспективы развития кикшеринга, меры по регулированию отрасли и повышению безопасности движения
С 1 августа в Петербурге из соображений безопасности и удобства для пешеходов запрещена парковка арендных самокатов в Центральном, Адмиралтейском, Петроградском и Василеостровском районах, за исключением отдельных локаций. Как ранее объяснили РБК Петербург в кикшеринговых компаниях, возможность проезда по указанным районам останется, и решение о запрете парковок носит временный характер. Что нужно сделать, чтобы самокаты вернулись в центр — и нужно ли это делать, как обеспечить безопасность и комфорт всем участникам движения, обсудили участники дискуссии «Кикшеринг в Петербурге: ограничения и перспективы использования», организованной РБК Петербург.
Суть проблемы
По данным Комитета по транспорту, которые привел заместитель председателя комитета Дмитрий Ваньчков, в 2019 году, когда в Петербурге появились первые кикшеринговые самокаты, их было порядка 3 тыс. В 2021 году — уже 12 тыс., а в начале этого сезона — уже 46 тыс.
Самокатов много, проблем много, количество проблем в центральной части города растет, количество травм также растет. Исторически так сложилось, тротуары у нас неширокие, улицы неширокие, на них сложно уживаются одновременно и автомобилисты, и пешеходы, и самокаты
Дмитрий Ваньчков, заместитель председателя Комитета по транспорту Санкт-Петербурга
При этом нарушителей правил дорожного движения на самокатах не так много. По данным шеринговых компаний, это не более 3% пользователей. По словам представителей бизнеса, сфера постепенно эволюционирует по пути от модного развлечения к полноценной части транспортной системы города. Аудитория сервисов в Санкт-Петербурге сейчас составляет порядка 5 млн пользователей.

Как отметила Юлия Камойлик, директор по коммуникациям сервисаWhoosh, на данный момент 85% поездок проходит по транспортному сценарию, то есть человек движется из пункта А в пункт Б по относительно короткому маршруту, причем один из пунктов — это, зачастую, станция метро.
Средняя продолжительность поездки медленно уменьшается, частотность поездок растет. Люди начинают пользоваться кикшерингом именно как транспортом
Юлия Камойлик, директор по коммуникациям Whoosh
В то же время рынок кикшеринга в Петербурге все еще не достиг пика своего развития, что влечет за собой неизбежные «болезни роста».
Наши данные говорят, что еще даже половина потенциальных пользователей в Санкт-Петербурге не пробовали этот вид транспорта. Это означает, с одной стороны, что нам есть куда расти. С другой, в сервис приходит много новичков. А много новичков — мало культуры и мало опыта. И проблемы, которые мы наблюдаем — это следствие того, что индустрия молодая
Леонид Ясиновский, руководитель сервиса «Самокаты» Яндекс Go
Суть проблемы
Решение проблемы, по мнению экспертов, лежит в двух основных плоскостях. Во-первых, максимально развести потоки пешеходов, средств индивидуальной мобильности и автомобилей. Во-вторых — отрегулировать сферу СИМов по аналогии с автомобильной, с массовым обучением, четкими и понятными правилами движения и неотвратимым наказанием за их нарушение.
Безусловно, самокат не может находиться в зоне пешехода. Нужно развивать инфраструктуру и разделять участников движения на улично-дорожной сети. Следующее, безусловно, это фиксация правонарушений, потому что только неотвратимость наказания способна сподвигнуть к соблюдению правил
Ксения Эрдман, директор Ассоциации операторов микромобильности
По словам эксперта, в Москве уже запущен пилотный проект по видеофиксации. А в Петербурге, как отметил Дмитрий Ваньчков, фиксацией нарушений на самокатах занимаются инспекторы Центра управления парковками.

По словам Ксении Эрдман, кикшеринговые операторы уже повысили размеры внутренних штрафов для нарушителей, а также практикуют блокировки в сервисах. В дальнейшем планируется внедрить обмен информации о заблокированных пользователях, чтобы нарушитель не мог «пересесть» с одного сервиса на другой.

В отношении инфраструктуры мнения разошлись. Директор по развитию компании «Step. Транспортные решения» Алексей Смирнов считает, что возможности для разделения всех трех потоков — пешеходов, автомобилей и средств индивидуальной мобильности (СИМов) — можно найти на любой улице:
Каждая улица индивидуальна. Разрабатывая проект благоустройства, ремонта и так далее, нужно смотреть на ее особенности, учитывать существующие потоки транспорта, СИМов, пешеходов и находить компромисс. По опыту нашей компании, мы практически всегда находим место для всех. Мне кажется, что в петербургских переулках и улицах центра города можно найти место для инфраструктуры для средств индивидуальной мобильности, просто к этому вопросу нужно подойти системно
Алексей Смирнов, директор по развитию компании «STEP. Транспортные решения»
Дмитрий Ваньчков на это возразил, что в центре, где ширина тротуаров составляет от 1,5 до 3 м, их совместное использование самокатами и пешеходами невозможно. А выделение велодорожек с помощью разметки за счет сужения автомобильных полос тоже не приводит к повышению безопасности.
У нас город исторический, и даже пешеходам тесно на тротуарах улиц в центре. Работа ведется, но нет волшебной палочки, это планомерная, долгосрочная работа
Дмитрий Павлов, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга
Инвестиции в безопасность
Со своей стороны, кикшеринговые компании готовы инвестировать в развитие инфраструктуры для СИМов. В Москве и других городах примеры подобных проектов уже есть.
Мы установили в Москве за свой счет более 10 тыс. парковок, в таких городах, как Казань и Краснодар, их количество перевалило суммарно за 5 тыс. В этом году мы совместно с другими компаниями начали за свой счет «рисовать» велодорожки
Леонид Ясиновский, руководитель сервиса «Самокаты» Яндекс Go
Мы готовы вкладываться в инфраструктурные проекты, начиная с этих районов [где введен запрет на парковку самокатов — ред.]. Все компании об этом заявили, это закреплено в обновленной версии соглашении с городом
Юлия Камойлик, директор по коммуникациям Whoosh
Инвестирует бизнес и в другие меры, связанные с безопасностью движения на самокатах.
Мы установили в Москве за свой счет более 10 тыс. парковок, в таких городах, как Казань и Краснодар, их количество перевалило суммарно за 5 тыс. В этом году мы совместно с другими компаниями начали за свой счет «рисовать» велодорожки
Леонид Ясиновский, руководитель сервиса «Самокаты» Яндекс Go
Что касается культуры вождения, наши инвестиции в этом году уже превысили 15 млн руб. Это рекламные кампании, школы безопасного вождения, скауты, штраферы.
Юлия Камойлик добавила, что операторы как ИТ-компании вкладывают в разработку новых технологий, также направленных на повышение безопасности.

Скорость всех самокатов кикшеринга ограничена, есть зоны дополнительного замедления; технология «Антитандем» позволяет самокату самостоятельно фиксировать поездки вдвоем. Мы точно знаем, что есть зоны, где людей надо проверять на возможность концентрации внимания перед поездкой — например, барные улицы в пятницу вечером. Перед началом поездки в этой зоне пользователю нужно пройти небольшой тест на скорость когнитивных реакций. Если не прошел— скорость самоката будет дополнительно ограничена
Юлия Камойлик, директор по коммуникациям Whoosh
Дальнейшие шаги
Как отметил Виталий Гаевский, профессор кафедры «Автомобили» Московского автомобильно-дорожного государственного университета (МАДИ), проблема безопасности на тротуарах усугубляется тем, что сегодня под средства индивидуальной мобильности часто маскируется то, что ими не является. Например — мопеды, на которых некоторые курьеры выезжают на тротуары.
По нашим законам, они подлежат обязательной сертификации, а люди управляющие ими, должны иметь права категории А, иметь шлемы и ездить по дорогам общего пользования
Виталий Гаевский, профессор кафедры «Автомобили» Московского автомобильно-дорожного государственного университета (МАДИ)
По его словам, если четко определить в законодательстве термин СИМ с учетом максимальной скорости и массы транспортного средства и убрать мопеды на проезжую часть, это уже сильно повысит транспортную безопасность.

С тем, что движение курьеров необходимо регулировать, согласился и Дмитрий Ваньчков: «По поводу велокурьеров — я думаю да, следующий шаг — мы идем туда». Как разъяснили РБК Петербург в комитете по транспорту, рассматривается возможность заключения с компаниями курьерской доставки соглашения об использовании средств индивидуальной мобильности (СИМ) по аналогии с тем, которое действует с кикшеринговыми компаниями.
В отношении кикшеринга, по мнению Дмитрия Ваньчкова, следующим шагом должно быть внедрение верификации через сервис Госуслуги либо банковское приложение — это позволит, в частности, не допускать к поездкам несовершеннолетних. Также необходимо подключить системы городских камер для фиксации нарушений.

«Чтобы решить проблемы, связанные с кикшерингом, нужны три ключевые позиции. Должен быть регулирующий закон, контроль за этим законом и воспитание и уважение друг к другу. Когда эти три вещи совпадут, тогда мы сможем сказать, что в той или иной отрасли наведен порядок», — заключил Дмитрий Ваньчков.