КОММЕНТАРИЙ
Управляем с умом: как «умные» технологии помогают регулировать дорожное движение в столице
5 августа отмечается Международный день светофора. Как эти и другие устройства помогают регулировать дорожное движение в столице и какие новшества внедряются, узнала «Вечерняя Москва».
Ежедневно на дороги столицы выезжают более трех миллионов автомобилей, и чтобы перемещаться по городу было комфортно, в столице создан Ситуационный центр, который круглосуточно мониторит транспортную обстановку и при необходимости может дистанционно вносить коррективы в работу дорожной инфраструктуры.
Одно из важных направлений работы — модернизация светофоров в городе. Заместитель руководителя Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы Тимур Халиков рассказал, что в Москве сегодня работает более 64 тысяч светофоров.
Светофоры с локальным типом управления работают отдельно от других по заранее запланированной схеме. Они установлены на небольших перекрестках в спальных районах и настроены так, чтобы жители могли быстро и комфортно добраться утром из дома на работу, а вечером с работы домой. Светофоры с координированным управлением связаны между собой (как правило, на вылетных магистралях) и работают так, чтобы пропустить определенное количество автомобилей для поддержания интенсивности на участке.
Тимур Халиков, Заместитель руководителя Центра организации дорожного движения Москвы
В последние годы активно внедряют и умные устройства. Так, по словам Халикова, светофоры с адаптивным управлением самостоятельно определяют дорожную ситуацию и адаптируются к ней.
Информация поступает от индукционных петель или датчиков, которые вмонтированы в асфальт на перекрестке. Сегодня в Москве более тысячи таких умных перекрестков
Тимур Халиков, Заместитель руководителя Центра организации дорожного движения Москвы
Эксперт по транспортному консалтингу Алексей Смирнов считает, что внедрение умных светофоров является важным элементом модернизации городской транспортной системы.
Их объединение в единую цифровую сеть позволит управлять движением комплексно: синхронизировать работу перекрестков, учитывать реальную загруженность улиц, оперативно реагировать на заторы и дорожно-транспортные происшествия, а также перенаправлять транспортные потоки для снижения перегрузок. Переход к таким технологиям создает основу для последующего внедрения беспилотного транспорта. В городе уже проводятся испытания беспилотных такси, и наличие умных светофоров обеспечит для них более безопасную и предсказуемую среду, что ускорит интеграцию автономных решений в повседневную жизнь.
Алексей Смирнов, основатель компании InnovaTransport
Инфраструктуру регулярно обновляют, при необходимости устанавливают и новые светофоры. Так, с января 2025 года ЦОДД обновил светофоры по 58 адресам — на них заменили оборудование, установили дополнительные секции и звуковые сигналы. В 27 точках установили новые светофоры.

Контролировать безопасность на дорогах помогают почти четыре тысячи камер фотовидеофиксации. Современные комплексы используют нейросети для распознавания 65 видов нарушений. Благодаря камерам аварийность в местах установки снижается до 30 процентов.

Помимо этого, в Москве успешно используется интеллектуальная транспортная система, в которую входят камеры телеобзора и умные камеры, управляемые знаки и дорожные табло, светофоры, детекторы транспортных средств. Сотрудникам ЦОДД помогает и система видеоаналитики на Московской кольцевой автодороге, которая с помощью нейросетей фиксирует 13 типов инцидентов.

А еще совсем недавно впервые в России московские водители получили возможность заранее узнать, какой сигнал горит на ближайшем перекрестке и сколько времени осталось до его смены. Технология синхронизируется с умными светофорами.