КОЛОНКА
Топ-5 ошибок в планировании транспортной инфраструктуры, из-за которых снижается привлекательность коммерческой недвижимости
Каждый день деловые районы мегаполисов принимают огромный поток автомобилей и пассажиров общественного транспорта. Например, только в Москва-Сити ежедневно транспортной инфраструктурой пользуется более 730 тысяч пассажиров, по прогнозам, поток будет расти и создавать дополнительное давление на систему комплекса. В таких условиях именно грамотная организация транспортной логистики во многом определяет, насколько эффективно и комфортно будут использоваться коммерческие объекты.
Проектировать без учета транспортной сети 
На этапе разработки концепции коммерческого проекта традиционно внимание сосредоточено на архитектуре, инженерных системах, зонировании, при этом на текущий момент транспортная логистика традиционно рассматривается как второстепенный элемент. В результате такого подхода часто случается, что готовый объект оказывается окружен неудобными подъездными путями без прямого выхода к ключевым магистралям или маршрутами общественного транспорта, посетители и потенциальные арендаторы понимают, что такие условия станут для них причиной постоянных трудностей. В результате привлекательность коммерческого объекта снижается. 

Так, в Москве к 2030 году более 70% новых бизнес-центров будут построены за пределами ЦАО, и их коммерческий успех будет связан в том числе с проектированием транспортных развязок, позволяющих добраться до новых деловых районов.

Поэтому на этапе выбора участка коммерческого объекта отдать предпочтение варианту с наибольшей транспортной доступностью, выиграв за счет ROI, а если участок уже выбран или на это невозможно повлиять, то сознательно проектировать удобные подъезды и даже при необходимости инвестировать в постройку комфортных развязок и съездов. 
Отсутствие деления на логистические профили
Разные категории коммерческих помещений имеют различный профиль трафика, и это необходимо учитывать также на этапе проектирования транспортной инфраструктуры объекта. Так, при создании концепции для торговых комплексов важно сделать акцент на удобстве для покупателей и простом и быстром въезде на кратковременную парковку. При проектировании офисных зданий ключевой фактор, который нужно учитывать при планировании, – пропускная способность в час пик, когда необходимо, чтобы на дорогах разместилось необходимое количество личных автомобилей и не возникали участки «бутылочного горлышка». Причем, в зависимости от уровня арендаторов, число этих автомобилей будет различаться, это тоже важно рассчитать и заложить в стратегию. Для больших логистических центров необходим комфортный подъезд грузового транспорта и бесперебойные потоки поставок в большом объеме. Отсутствие отдельных въездов и входов, смешение потоков сотрудников, гостей и сервисных служб приводит к перегрузке территории и создает стрессовую среду, что снижает привлекательность объекта. 
Расчет парковочных мест “на глазок”
Даже в городах с развитым общественным транспортом потребность в парковке остается одним из ключевых вопросов как для жилой, так и для коммерческой недвижимости. Для торговых объектов вопрос организации парковки особенно важен, отсутствие парковочных мест может затруднить доступ посетителей и напрямую влиять на посещение ТЦ. Для офисных центровотсутствие необходимого числа парковочных места может обернуться проблемами с удержанием арендаторов: компании учитывают транспортную доступность и парковочные возможности при выборе локации. 

При проектировании важно рассчитать парковочные места с учётом потребностей целевой аудитории. Согласно РНГП (региональным нормативам градостроительного проектирования) Москвы, на 60 м² торговой площади ТЦтребуется 1 машиноместо. Важно предусмотреть и отдельную зону для самокатов и велосипедов, что особенно снизит нагрузку в весенне-летний период. При этом количество и тип парковок зависят от контекста: если ТЦнаходится далеко от метро, потребуется больше машиномест; в районах с более обеспеченной аудиторией можно не делать отдельные парковки для СИМов, но учитывать, что семьи часто приезжают на нескольких автомобилях; а в «молодых» районах с активной застройкой, напротив, стоит предусмотреть дополнительные места именно для средств индивидуальной мобильности. Если площадь вокруг объекта не позволяет разместить достаточное количество парковок, решение можно найти в перепроектировании подземного паркинга с удобным въездом.
Неверный прогноз
Недостаточный анализ реального и потенциального пассажиропотока, в том числе использование неактуальных нормативов, приводит к ошибкам в проектировании. В практике встречаются случаи, когда объект формально имеет удачное расположение, но из-за перегруженности магистрали или отсутствия удобных съездов поток покупателей оказывается значительно ниже расчетного. В итоге арендные площади пустеют, а доходность снижается.

Важно учитывать в расчётах не только текущую ситуацию в районе и на рынке, но и потенциальное увеличение нагрузки: строительство новых жилых объектов, открытие дополнительных веток автомагистралей, временное закрытие съездов на ремонт. Следует анализировать генплан, мастер-планы соседних территорий и данные с портала КРТ.
Поверхностное взаимодействие с городскими властями на этапе планирования
Любой крупный объект на территории города — важный пункт не только для застройщиков, но и для городских властей. Муниципальной администрации интересны потенциальные возможности, которые предоставляют рост интереса к объекту и к местности, поэтому, как правило, она готова к продуктивному диалогу. Это дает застройщику возможность согласовать изменения маршрутов общественного транспорта или добавить к существующей системе движения новые съезды и развороты.
Поэтому на этапе обсуждения и согласования проекта с муниципальными властями обозначить потребности объекта и уточнить, есть ли у вас какие-либо возможности повлиять на предстоящие планы муниципалитета по развитию дорожно-транспортной сети.