КОММЕНТАРИЙ
Рекордсмены во всем: главные изменения московского транспорта за последние годы
Московский транспорт сегодня занимает лидирующие позиции в мире как по темпам своего развития, так и по уровню технологичности. В городе уже тестируется первый в России беспилотный трамвай, который проехал более шести тысяч километров и ни разу не нарушил Правила дорожного движения. Этой осенью он выйдет на маршрут с пассажирами, а в кабине водителя будет находиться человек, который станет контролировать процесс движения, но не управлять самим транспортным средством. Следующий этап — запуск беспилотного поезда метро.
Единый стандарт
При этом беспилотные технологии — не единственные инновации, которыми может гордиться Москва. Председатель правления, директор Ассоциации содействия развитию транспортной отрасли «Транспортная Ассоциация Московской Агломерации», заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Москвы по промышленности и строительству Норайр Блудян отмечает несколько знаковых достижений, которые произошли в столичной транспортной отрасли за последние годы. Он подчеркивает, что именно эти изменения уникальны не только для всей России, но и в некоторых аспектах даже на международном уровне. Первая инновация — уход от частных маршруток.
Это была неорганизованная с точки зрения государства система пассажирских перевозок, которая не отвечала современным требованиям. И находилась в теневой экономике. Правительству Москвы удалось внедрить новую модель организации перевозок, ввести для всех перевозчиков единый стандарт. На мой взгляд, это был революционный шаг. Сегодня рынок такси полностью обелен — и перевозчики, и водители. Есть четкая стандартизированная и автоматизированная система контроля за перевозками, где все участники видны.
Норайр Блудян, Председатель правления, директор Ассоциации содействия развитию транспортной отрасли «Транспортная Ассоциация Московской Агломерации», заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Москвы по промышленности и строительству
Он подчеркнул, что в любых перевозках именно пассажир является главным действующим лицом.
— Не бизнес, не перевозчик, не водитель, и даже не государство, а пассажир и интересы безопасности пассажиров стоят во главе всего, — подчеркнул эксперт.
Именно поэтому столичные власти ориентируются на потребности пассажиров, их запросы.
— В этом году, например, была введена в Москве обязательная аттестация водителей такси. И не прошедший ее водитель не имеет допуска к работе, что гарантирует определенный уровень безопасности поездок в такси, — добавил Норайр Блудян.
Наземное метро
Революционным эксперт также назвал создание Московского центрального кольца, а затем и Московских центральных диаметров.

— Это совершенно новый вид организации внутриагломерационных перевозок, благодаря которому поездки осуществляются как внутри города, так и за его чертой по единым транспортным тарифам, — считает он.

При этом сложность воплощения этого проекта состоит еще и в том, что необходимо привести всю инфраструктуру и подвижной состав к высокому уровню. Для этого власти города строят московские городские вокзалы, а также были заказаны абсолютно новые типы поездов серии «Иволга». В настоящее время на МЦД уже вышли самые современные «Иволги 4.0» — трехдверные, с широкими проходами, что способствует быстрой высадке и посадке пассажиров, с комфортабельными креслами.

— Благодаря этому МЦК и МЦД стали по сути наземным метро с четкими небольшими интервалами движения поездов, комфортными остановками, — пояснил председатель Норайр Блудян.

Обновление подвижного состава увеличило популярность Московских центральных диаметров, которые ежедневно перевозят до 1,5 миллиона пассажиров. Причем доля внутригородских поездок выросла почти в три раза и достигает 500 тысяч в сутки. Обновление подвижного состава Московского метрополитена тоже является серьезным достижением. По данным столичного Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, доля современных поездов сегодня составляет 77 процентов. В этом году Москва уже получила 144 вагонов «Москва-2024», и до конца года получит еще 128. Они выйдут на Замоскворецкую и Троицкую линии. Кроме того, планируется получить более 700 еще более комфортных вагонов «Москва-2026» за 2026 и 2027 годы.

— Надо, конечно, отметить колоссальное развитие метро, в частности, ввод Большой кольцевой линии — самого протяженного кольцевого маршрута в мировом метро. Линия опередила пекинское кольцо на полтора километра. Наша БКЛ это, конечно, совершенно новая система. Другая с точки зрения инфраструктуры пересадки с этой линии на радиальные: широкие коридоры для переходов, новая архитектура и дизайн, современные материалы, — отметил Норайр Блудян.
Удобные сервисы
Важной составляющей московского транспорта являются, конечно, пассажирские сервисы. Эксперт отметил колоссальный набор вариантов оплаты проезда, включая самый инновационный — по биометрии.

— Пионером этих изменений была карта «Тройка», которая сегодня имеет уже виртуальную версию, — уточнил он. — Более того, «Тройка» используется во многих регионах России. И даже те регионы, кто изначально пытался создать свою систему оплаты проезда, в итоге взяли московскую и успешно ее применяют.

Кроме того, московский транспорт доступен для всех категорий пассажиров. Работает Центр обеспечения мобильности. Создается удобная навигация, появляются «цифровые» станции, новые модели турникетов метро.
Верная стратегия развития
Основатель компании InnovaTransport, эксперт по транспортному консалтингу Алексей Смирнов считает, что стратегия развития московского транспорта выбрана верно и требует последовательного продолжения. По его мнению, особое внимание следует уделить развитию скоростных видов транспорта, совершенствованию автобусной сети, а также расширению маршрутов с приоритетным движением наземного общественного транспорта.
Важно интегрировать микромобильность в систему городского транспорта — это позволяет снижать количество личных автомобилей на дорогах, уменьшать заторы, сокращать уровень загрязнения воздуха
Алексей Смирнов, основатель компании InnovaTransport, эксперт по транспортному консалтингу
Эксперт отметил, что среди перспективных направлений наибольший потенциал имеют беспилотные транспортные средства. Их тестирование и внедрение уже ведутся в Москве, и, по прогнозам, к 2030–2035 годам их доля на городских дорогах существенно вырастет.
Важно уже сегодня адаптировать проектирование улично-дорожной сети. В рамках программ реконструкции, капитального ремонта и благоустройства необходимо закладывать решения, ориентированные на переход к высокоавтоматизированному транспорту. В процессе трансформации городской среды под беспилотный транспорт мы неизбежно придем к сокращению числа дорожных знаков и разметки. В перспективе, когда в городе будет использоваться исключительно
Алексей Смирнов, основатель компании InnovaTransport, эксперт по транспортному консалтингу
Однако, уточнил эксперт, на текущем этапе развития технологий при проектировании и реконструкции улиц важно обеспечить четкую, понятную разметку и хорошо различимые дорожные знаки.
Это критически необходимо для корректной работы систем компьютерного зрения и навигации беспилотных автомобилей. В отличие от человека, который может адаптироваться в условиях неопределенности, автономная система в случае неясной ситуации может допустить ошибку. Отдельно стоит учитывать и такие детали, как возможность скрытия знаков кронами деревьев. Необходимо предусматривать решения, которые обеспечат стабильную видимость дорожных элементов для камер и радаров автономных транспортных средств.
Алексей Смирнов, основатель компании InnovaTransport, эксперт по транспортному консалтингу
Поэтому, добавил Смирнов, качественное проектирование и эксплуатация уличной инфраструктуры — ключевой фактор успешного перехода к беспилотному транспорту.