КОММЕНТАРИЙ
«Негативно влияют на город»: в Казани спорят о запрете проката электросамокатов
С приходом холодов закончится сезон проката самокатов, который в Казани начался позднее, чем в других городах России. В прогнозах - уменьшение популярности кикшеринга из-за скандалов с этим видом транспорта.
Кикшеринг начал развиваться в Казани ещё в 2020 году. Сначала к электросамокатам относились с интересом, однако после распространения этого вида средства индивидуальной мобильности (СИМ) всё больше казанцев начали высказываться против них. Долгие годы жители бастовали против самокатов, что привело к появлению специальных мер и правил, ограничивающих использование СИМ. Например, этот сезон проката самокатов начался позднее обычного. Сезон начался в конце апреля — позже, чем в других городах России. К примеру, в Москве сезон стартовал 15 марта, в Санкт-Петербурге — 6 марта. Сервисы кикшеринга объясняли задержку долгим согласованием начала работы с администрацией города.

Почти сразу после старта сезона в Казани начал действовать запрет на парковку электросамокатов в центре города. В мэрии это объясняли тем, что кикшеринговые компании нарушали правила парковки и оставляли мобильный транспорт в центре города. На картах в приложениях сервисов появились «красные зоны», обозначающие, в каких местах нельзя арендовать самокат. Ещё год назад также было ограничено движение по пешеходным улицам Баумана и Петербургской, также по территории Казанского кремля, в парках «Кырлай» и «Урам», у ТЦ «Парк Хаус» и на парковке у Центра семьи «Казан». Эти меры были приняты для безопасности пешеходов.

Несмотря на запреты, электросамокатами продолжают активно пользоваться. По данным российского сервиса кикшеринга и велошеринга Whoosh, сезон еще продолжается, поэтому подводить итоги года преждевременно. Но кикшеринг окончательно закрепился в Казани в статусе городского транспорта, и так же, как и в других важнейших городах страны, его востребованность и польза для города продолжает увеличиваться, более того, в столице республики растет «культура вождения электросамокатов».

«Цифры этого года мы представим позже, а в прошлом сезоне количество поездок на самокатах Whoosh в Казани увеличилось на 73% по сравнению с предыдущим периодом», — отметили в компании.

В компании «МТС Юрент» также зафикисировали устойчивый рост спроса на аренду самокатов. Количество поездок увеличилось в 1,5 раза. Пользователи чаще всего берут самокат для перемещения из точки А в точку Б.

Интересно, что количество развлекательных поездок с каждым сезоном снижается и уже в среднем не превышает 15%, их вытесняют транспортные — ежедневные, продолжительностью около 10—15 минут, чаще всего от или до остановок общественного транспорта, рассказали в Whoosh. Поездки казанцев становятся все более частыми, но менее продолжительными. Многие используют электросамокаты как быстрый, удобный и недорогой способ добраться до работы. Наиболее популярными днями для поездок являются будни, причем чаще вторая половина дня — с 18 до 20 часов.

В этом сезоне в Казани число аварий с электросамокатами Whoosh снизилось на 53%. Особенно показательно снижение при фиксации таких нарушений, как поездки подростков младшего возраста — на 87,5 процента, поездки вдвоем — на 60 процентов, неспешивание на пешеходном переходе — на 33 процента. Более 90% происшествий обходится с легкими последствиями или совсем без них. Кстати, соблюдение правил зависит не только от сезона, но и от района города и времени суток.

«Уменьшение количества негативных инцидентов стало возможным благодаря системному подходу: сочетанию образовательных программ, новых технологий и контроля соблюдения правил. В Казани формируется культура вождения. Большинство пользователей кикшеринга знают правила, осознают ответственность за их нарушение, и своим поведением за рулем самоката не причиняют дискомфорт окружающим», — рассказали в сервисе.

В МТС Юрент, напротив, чаще всего фиксируют нарушение правил парковки (80 процентов от общего количества нарушений). А для того, чтобы снизить число нарушений, самокаты были оснащены укрепленными индивидуальными боковыми номерами-наклейками. Это помогло снизить количество нарушений на 40 процентов.

Когда сезон аренды самокатов завершается, компании разбирают каждое средство на детали и механизмы, при необходимости заменяют на новый.

Однако после очередных инцидентов с электросамокатами в социальных сетях возникают споры о необходимости самокатов. Ярые противники этого СИМ просят вовсе убрать их из города, остальные считают необходимым внедрение ещё более строгих ограничений.

По данным SuperJob, большинство россиян поддерживают ограничения для пользователей электросамокатов. В опросе приняли участие 1600 респондентов, из которых 63 процента согласились на запрет о движении электросамокатов и электровелосипедов по тротуарам. Лидер ЛДПР Леонид Слуцкий предлагал установить запрет на телефонные разговоры во время использования средств индивидуальной мобильности. Трое из четырех опрошенных также поддержали этот запрет.

Урбанист Тимур Апелов считает необходимым чётко разделять личные электросамокаты и прокатные кикшеринги.
К сожалению, кикшеринги крайне негативно влияют на городскую среду: они стоят на тротуарах и мешают проходу, а ограничение скорости до пяти километров в час на пешеходных переходах заставляет тормозить пешеходные потоки
Тимур Апелов, урбанист
По мнению Апелова, электросамокаты лучше вписываются в городскую инфраструктуру — они даже компактнее велосипедов. Поскольку к личным самокатам относятся бережнее, их не оставляют в неположенных местах, а значит, они не создают помех для пешеходов и водителей.

Главная причина конфликтов между пешеходами и самокатчиками — недостаточная ширина пешеходных дорожек и тротуаров. Для решения проблемы необходимо лишь сделать как можно больше велодорожек. Велосипед и электросамокат по манёвренности и скорости практически одинаковы, следовательно, даже одной очень узкой велодорожки (шириной менее двух метров) будет достаточно, добавил спикер.

С этим согласен и основатель компании InnovaTransport и эксперт по транспортному консалтингу Алексей Смирнов. По его словам, главное для снижения социального напряжения — развитие городской инфраструктуры и разделение транспортных потоков. Автомобили, средства индивидуальной мобильности и пешеходы должны двигаться по отдельным пространствам, что поможет избежать конфликтов между группами участников движения, которые сегодня часто пересекаются и мешают друг другу.
Что касается введения ограничений на использование самокатов в некоторых городах республики — например, введение запретных или «медленных» зон в отдельных районах, парках и на улицах, — такая практика оправдана. Именно в местах с высокой плотностью пешеходов и отсутствием подходящей инфраструктуры это мера безопасности и комфорта. Решение о введении таких зон, на мой взгляд, должно оставаться за муниципалитетами
Алексей Смирнов, основатель компании InnovaTransport и эксперт по транспортному консалтингу
Апелов считает, что кикшеринг, несмотря на популярность, будет постепенно исчезать, что связано с сохраняющейся неприязнью к самокатчикам. Однако надеяться на полное исчезновение самокатов с улиц города не стоит, поскольку любители этого вида СИМ попросту приобретут личный электротранспорт. А по мнению Смирнова, электросамокаты, в том числе и кикшеринг, будут лишь набирать популярность.